Вера в людей или вера в людях?

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – единственное место православного богослужения в Гольянове. За последние годы он /преобразился, закончено восстановление стен, купола и колокольни/ /…/ /изменился интерьер/ храма, /почти завершена его роспись, появилось немало новых икон в резных кивотах,/ двор украшает розарий, за которым лично ухаживает /настоятель,/ протоиерей /…/ Владимир /Тимаков/.. Поэтому храм для прихожан стал не только местом богослужения, но и объектом эстетического /просвещения/. О непростой судьбе храма, о его прихожанах, и о многом другом с нами беседовал иерей Отец Алексей:

- В последнее время люди стали открыто и массово демонстрировать свою религиозность, ходить в Церковь. Свидетельствует ли это об увеличении роли Церкви в обществе?

- Церковь стала более востребована, и связано это с тем, что люди «просыпаются» /от духовной, почти вековой, спячки, когда только мужественные и ищущие личности могли противопоставлять свои взгляды доминирующей идеологии. Инерция оказалась очень велика. И в нашем обществе «духовность» долгое время считалась величиной, противоположной «церковности». Но Духа Церкви почти никто не знал, ибо он познаётся исключительно изнутри: пока не войду – не пойму, не узнаю… Сейчас, пожалуй, что-то меняется. Скорее всего это происходит от того, что тот или иной человек, нашедший этот самый Дух делится со своим другом и приводит его в храм. Сейчас почти/ каждый /…/день один или два человека ко мне подходят /на исповедь/ впервые в жизни. С другой стороны есть некоторый отток людей, но, скорее всего, они уходят по другим приходам /по причине изменения места жительства или даже излишней тесноты нашего храма – слишком он маленький./ Количество /наших прихожан/ точно назвать сложно, четкой статистики не ведется. Но, думаю, речь можно вести о тысяче человек.

- Молодежь в храме – частый гость?

- Храм здоров. Он здоров в том смысле, что в нем, как и в живом организме, есть клетки молодые, зрелые и старые /т.е. есть дети, молодёжь, взрослые и пожилые люди./. Но больше, конечно, зрелых. Мотивы придти в храм у молодежи бывают разные. Их может привлекать открытость в беседе, здоровое, чисто юношеское любопытство /и, безусловно, вопросы смысла жизни/. Но все-таки чаще люди приходят, что-то пережив. Они приходят за ответом. Я думаю, что открытость Евангелия тоже способствует притоку людей в Церковь. Раньше ведь достать /Библию/ было очень сложно, а в наши дни это уже не проблема/, и живое Слово Божие и жажда его понимания, безусловно, является той силой, которая влечет человека в Церковь. К тому же это подкреплено историческим тяготением нашего народа к Православию./.

- При храме функционируют Курсы /введения в Православие/ и Воскресная школа. В чем разница?

- /Наш учебный центр состоит из Детской воскресной школы, Курсов введения в Православие и Воскресной школы для взрослых. Разрабатывается идея организации иконописной школы/ /…/ /Как Вы понимаете, специально подготовленных кадров в нашей стране существовать не может, а детям, не имея педагогических навыков, преподавать очень трудно. Они не столь снисходительны как взрослые и более требовательны. Тут не проходит никакая фальшь и менторский тон. Они очень чутко чувствуют заинтересованность преподавателя и не выносят скуки. И вся надежда на успех строится на личном обаянии преподающих там людей и их умении найти с детьми контакт. Я к таковым не отношусь./ /…/ Взрослые же приходят по собственному желанию и легче переносят отсутствие у нас педагогических навыков. Преимуществом взрослого отделения является его ступенчатость./ На подготовительные курсы принимаются все без ограничений. /Они рассчитаны на полгода обучения. Непосредственно же в трехгодичную школу/ уже идет более строгий отбор. /От слушателей требуется умение воспринимать материал на слух, т.к., учебный процесс построен на чтении лекций, и на навыки работы с серьёзной литературой, а также желание сдавать экзамены. И курсы, в этом смысле, для многих являются трамплином для попадания в школу.

- С некоторых пор обсуждается вопрос о введении православия как предмета в общеобразовательной школе. Нужно ли это детям? Как это отразится на детях, чьи родители исповедуют другую религию?

- Опять-таки все зависит от преподавания. Но в /основе/ своей русская культура православна. /И знание основ Православия даже иноверным повредить никак не может. В тех регионах, где доминирует другая религия, /представители иных конфессий/ следят за религиозным /просвещением, и ничего предосудительного тут нет. Этот предмет мог бы быть и факультативным, но, учитывая склонность детей к отлыниванию от всякой возможной работы, это бы превратило учебный процесс в профанацию/. Но главное – чтобы не было насилия,/ ибо это может только отвратить маленького человека от веры/. Дети не могут сделать осознанный выбор, поэтому за них решение принимают родители, /для которых/ важно, чтобы в детях была вера, чтобы они /были единомышленны и в поколениях передавали эстафету православного мироощущения, воспринимаемого как исполнение Божьей правды. Именно это и формирует институт Отечества, столь важный для существования стабильного и великого государства. Именно этот институт в нашей стране подорван, и восстановление его возможно только с восстановления здорового религиозного мироощущения. Как говорил св. Алексадр Невский: “Прежде научи чадо вере, потом наукам!”

- Какое место в жизни современного, материально успешного человека занимает церковь?

- Церковь как таковая открыта для всех. И бандит приходит в храм, и миллионер, /и обыватель, и нищий. Приход человека в Церковь ставит перед ним вопрос об изменении жизни. Далеко не у всех это происходит сразу, но те, у кого этого вообще не получается, в Церкви обычно не остаются/. Как в притче про богатого юношу, /который пришёл ко/ Христу /с вопросом о спасении и, получив трудный для себя ответ: “Оставь имение свое и следуй за Мной”, - ушел опечаленным. И Христос, глядя ему в след с грустью, отметил, что трудно богатому человеку войти в Царство Небесное, и проще верблюду пролезть сквозь иглиные уши. Но при этом существует евангельская ремарка о том, что/ полюбился Христу этот человек. Христос понял, что в нем не праздный интерес, а искра /горячей веры. И можно даже предположить, что этот юноша /, вернувшись в последствии ко Христу, стал будущим евангелистом/ Марком. Так что не от количества денег зависит, пойдет человек в Церковь, или нет – важно, где /его/ сердце. Не имеет значения, где и кем ты работаешь, главное, чтоб это было по правде Божьей. / Необходимо помнить слова из Апокалипсиса: “О если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты теплохладен, то изблюю тебя из уст моих!” И важно помнить евангельские слова “Там, где сокровище ваше, там и сердце ваше.” Богатство не должно становиться самоцелью и должно использоваться к вящей славе Божьей и на благо человека, тогда оно не ведет к погибели./

- Что послужило толчком к возрождению храма из фабрики и лаборатории?

- /…/ Пришла перестройка. /…/ Стало можно молиться Богу открыто. Стало возможным возвращать христианские святыни. И хотя особого расположения государства по отношению к Церкви не было, все же перестройка дала возможность /верующим действовать/. И многие проснулись /и потянулись к храму. Для того, чтобы юридически открыть приход в те времена необходимо было 20 человек – так называемая «двадцатка», которые подают своё заявление в исполком и просят открыть молельный дом. /Им дают разрешение и присылают священника/ В это время храмы открывались повсеместно, появлялись как грибы после дождя. Стало возможным говорить о своей вере в Бога и не бояться, что тебя исключат из партии или еще что-то в этом духе.

Когда мы получили этот храм, здание /было в значительной степени разрушенным, не было купола, во многих местах не было крыши/, стены изнутри настолько были пропитаны химикатами, что пришлось снимать внутренний слой кирпича, /,,,/ вход был /…/ сбоку, /вместо нынешнего алтарного окна/. Площадь была поменьше, храм расширили всего несколько лет назад, /за счет преобразования и реставрации хозяйственных построек./

- Судя по нынешнему облику храма и здания Воскресной школы, были проведены колоссальные ремонтно-строительные работы. Как это финансировалось?

- Конечно, большой помощи от партии и правительства ждать не приходилось – достаточно было того, что просто позволили храму существовать. Хотя настоятель, Отец Владимир, конечно, обращался за помощью /в частности/ и к мэру Москвы Ю.М. Лужкову – тот выделил кирпич, из которого фактически было построено здание школы /, за что ему огромное спасибо./ /…/. Из нашей Управы поступали средства. Скорее всего, это было личной инициативой администрации. Плюс ко всему, наш приход довольно большой и активный, так что совместными усилиями удалось поднять строительство и восстановление.

Вообще заслуги Отца Владимира в деле восстановления храма трудно переоценить. Когда храм был вновь открыт, /его/ поставили во главе прихода. Религиозное воспитание он получил еще до войны /и привнес добрые традиции в основание этого прихода/. В народе говорят: «Каков поп, таков приход». Отцу Владимиру помогают его мудрость и вкус. Для ремонта храма он лично подбирал архитектора, резчиков, /Вложил в дар собственные иконы, составляющие основной иконостас/. Духовенство для храма тоже /собрано не без его участия/. Отец Владимир очень долго присматривается /к человеку, но при этом, прежде всего полагается на Промысл Божий, и многих Господь попросту отводил от рукоположения во диакона. И хотя он/ довольно резкий /и требовательный/ человек, /его строгость и требовательность располагают к себе. Его метод самый верный: вместо «делай как я сказал» он использует «делай как я». Все он показывает на личном примере, /сам истово служит, им поставлены проповедническая деятельность, критерии исполнения треб в храме и вне его,;/ даже кирпичи разгружал вместе со всеми. /…/ /сам постоянно копается в саду/, вся утварь храма и иконы внесены в храм после его придирчивой оценки. Более того, создается впечатление, что сами иконы чуть ли не пешком приходят в храм по собственной инициативе../ Можно с уверенностью сказать, что иконы Храма Зосимы и Савватия Соловецких могли бы составить гордость любого незакрывавшегося /прихода/.

- Сейчас очень часто по телевидению показывают известных российских политиков на богослужении, особенно во время церковных праздников. Что это – мода или новое мироощущение слуг народа?

- / Настоящим критерием степени православности человека являются евангельские слова.: “Вкушающий Мою плоть и пьющий Мою кровь, во Мне пребывает, и Я в нем.” Я бы перефразировал эти слова Самого Христа для большей понятности: “ Причащающийся, тот – Мой!”. Это на повестку дня ставит вопрос: тогда тот, кто непричащается, он – чей? Конечно, лучше спросить каждого в отдельности – дань это моде или он действительно верующий человек? Есть икона «Всех скорбящих /грешных/ радости». На ней изображена /икона Богоматери с младенцем на руках, а перед нею - /молящийся грешник/. И подпись гласит, что некий человек, прежде чем идти на злое дело, всегда истово молился перед иконой Божьей Матери. И, в конце концов, он увидел у младенца / - не взрослого Христа, а именно младенца! - раны от гвоздей на руках и на ногах. И спросил, кто его так изранил. На что Матерь Божия ответила, что /…/ это грехи людские. И произошло обращение грешного человека.

Можно уверенно говорить о том, что многие политики и бизнесмены имеют духовника. Но о степени /…/ веры /каждого человека/ судить сложно – это сфера духовная, она не видная /с экрана/ телевизора. /Я еще могу как-то судить о степени воцерковленности высокопоставленных людей, которые оказывают посильную поддержку нашему приходу. Это такие люди, как Николай Васильевич Куликов, занимающий достаточно высокий пост в правительстве Москвы, Дмитрий Александрович Здраевский, Генеральный директор завода ЭЗОИС, и Петр Анатольевич Угольников, Генеральный директор одной из строительных фирм. Помощь эта может быть и юридическая, и строительными материалами, и финансовая, но важно то, что всегда продуманная, и на напрасные нужды она никогда бы не последовала. Я думаю, что если бы люди не видели результатов своих вложений, они никогда бы не продолжили сотрудничество с нашим храмом. Но это уже заслуга настоятеля. Замечу, что я абсолютно уверен в порядочности этих людей и в их нелицемерном отношении к Богу и Церкви. Причем, у каждого из них свой, но всегда достаточно трудный путь к постижению Правды Божией. /

- В воскресенье, 27 мая, прошел великий праздник Троицы Пятидесятницы. Чем ознаменовался этот день? (дополните, пожалуйста)

- Храм, по обыкновению, украшается березовыми ветками /и цветами/, а священники облачаются в зеленые ризы /- символ расцветшей Вселенной./

На пятидесятый день после Воскресения Христова, /когда Апостолы по обыкновению собрались в Сионской горнице для преломления Хлеба, т.е. на Литургию, исполнилось пророчество Христа о ниспослании Утешителя, Духа Истины. С Небес/ явились огненные языки и почили /на главах/ апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В этот день их проповедь была особенно сильна и обратила многих ко христу. /По сути своей, этот день является днем рождения Церкви Христовой., днем, обратным вавилонскому столпотворению, когда произошло разделение языков, и люди утратили единство, взаимопонимание. Теперь же, как поется в тропаре праздника, Христос, ниспослав нам Духа Святаго, в соединение всех призвал, и объединенные любовью во Христе, мы уже не можем удерживать в себе, присваивать эту радость, и поэтому проповедуем Слово Божие и делимся ею со всеми./ У Пастернака есть стихотворение «Рассвет», я его очень люблю:

«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени…»

Дополнительные вопросы:

  1. Возможно, я неполно передала смысл работы и организацию Воскресной школы и Курсов. Если Вы считаете нужным, дополните, пожалуйста. /Вроде дополнил…/
  2. Какое отношение священники Храма Зосимы и Савватия имеют к школе №1688? Чем занимается православный центр «Воскресение»? Кто организовал? Кто преподает? Кто оказывает поддержк - Сотрудничество довольно тесное. Духовником этого центра является наш священник о. Геннадий Орлов, преподает о. Алексий Довгополый. Кстати, эти батюшки и в нашей Детской Воскресной школе приложили немало своих усилий. Организовала и на себе несет всю основную работу Татьяна Ивановна Окопная. Совместно с храмом проводятся различные культурные программы. Ну а с финансовой стороной дела я не знаком.
  3. Православный центр при Школе – это и есть первый шаг к религиозному воспитанию школьников? - Во всяком случае, на это можно надеяться. Но не надо забывать, что основное влияние на формирование личности оказывает прежде всего семья. Учитывая, мягко говоря, тревожное состояние института семьи в наше время и влияние улицы, такой же тревогой пронизано и отношение к подрастающему поколению. Здесь, наверное , помощь могла бы оказать церковная община, но, во-первых, она сама еще недостаточно сформирована (я имею в виду не только наш храм), а, во-вторых, как я уже говорил, в обществе существует недоверие к Церкви, и люди относятся к ней настороженно.
  4. В последний день Пасхальной недели в школе 1688 Отец Владимир вручил Патриаршие грамоты «За помощь и поддержку центра «Воскресение», в благословение за труды на благо святой церкви» (за подписью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). Грамоты получили Драевский Дмитрий Александрович (генеральный директор Экспериментального завода объемных инженерных сооружений) и Корнилов Валерий Викторович (руководитель МО Гольяново). За что именно им были вручены столь высокие награды? Каков был их вклад в развитие центра «Воскресение»? Если Вы как-то можете еще прокомментировать награжденных, это было бы уместно. Насколько мне известно, оба эти человека глубоко верующие. Что Вы, Отец Алексей, могли бы сказать по этому поводу?
Назад
Записаться на службу
blink
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер