Что лучше: Церковь торжествующая или Церковь гонимая?

Что лучше: Церковь торжествующая или Церковь гонимая?

Что лучше: Церковь торжествующая или Церковь гонимая?

"Журнал "Православие и современность"  №7 за 2008 год"

Лично для меня определение Церкви торжествующей безусловно пролегает через Голгофу, ибо для всякого православного человека слова: “Место лобное – рай бысть!” – являются неопровержимым свидетельством торжества Христова в мире.  И, так как Церковь является телом Христовым, то и её место на вершине этой горы страстей является самым уместным. Но в таком случае понятия Церковь торжествующая и Церковь гонимая являются тождественными. И я думаю, что суть вопроса, вынесенного в заголовок лежит в плоскости определения здоровья Церкви в состоянии гонения и в состоянии благополучия, по крайней мере это больше соответствует той исторической реальности, которую пережила наша страна в недалёком прошлом и переживает сейчас.

Церковь – явление Духа Святаго в мире, и противостояние Церкви и мира неизбежно. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). В различные эпохи формы противостояния меняются, и силы духа злобы поднебесной изощряются всякий раз в поисках новых средств для оклеветания, разложения и ниспровержения людей, верных Богу, которые, собственно, и составляют тело Христово на земле, сиречь Церковь. К примеру, в последних гонениях, пережитых нашей отчизной и высвятивших сонм новомучеников и исповедников Российских, не так просто было разглядеть, что страдания и испытания люди претерпевали именно за Христа и ради Христа, ибо преследовали их якобы как врагов народа, и требовалось особое мужество и трезвение ума, чтобы выстоять до конца и не сдаться.

Древняя Церковь имела молитву и трепетно вспоминала её как только волна испытаний и гонений ослабевала: “Господи, не дай мне погибнуть в благополучии!” – ибо знала, что всякое духовное расслабление чревато гибелью. В периоды гонений все лишние и случайные люди смываются с палубы церковного корабля, Церковь очищается, но Бог даёт возможность перевести дух. И тогда она наполняется новыми людьми. Наверно, много людей входят в неё случайно, но и многие из случайно входящих остаются в ней по-настоящему и навсегда. Таков Промысл Божий. Таково возрастание Церкви, ибо в такие периоды дух людей Божиих выковывается через искушения. А по слову Христову: Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам (Мф.18:7), потому что без этих соблазнов, без их преодоления человек никогда не вырастет в меру возраста Христова (), и всё, что посылает нам Господь, называется Божественным домостроительством,  то есть созиданием Церкви, которую врата ада не одолеют ().

Когда Господь говорит с человеком


Возврат к списку