Зачем нужен духовник

Зачем нужен духовник

Зачем нужен духовник

Мы окунаемся в духовную жизнь, как слепые котята, и, безусловно, нам нужен руководитель, человек, имеющий опыт в поиске Бога. Самое важное качество духовника – это его способность и возможность молиться, предстательствовать за другого, за тебя, пред Богом. Любой священник, исповедующий человека, предваряет чин Покаяния молитвой. Тем самым утверждается Божие присутствие на Исповеди и Его активное в ней участие, и бессилие человека в столь серьёзном духовном делании. Вне зависимости от своих моральных или интеллектуальных качеств, батюшка иногда такое скажет, что вопрошающий удивляется: “Как же много этим сказано!” По своему внутреннему уровню священник сам сказать такого не мог, но молитва делает возможным передачу от Бога того, что необходимо услышать конкретному человеку.  Духовник, священник, если можно так сказать, по долгу своей службы обязан молиться, вычитывать правила – худо ли, бедно ли это у него получается, но он все равно это делает, готовится к Литургии, поминает тех, кто просил за них молиться, вынимает за них частицу на проскомидии, и это – самое главное, что он может сделать, и что нужно человеку. Да, конечно, и священник грешит, и “дрова рубит”, и ошибается, но все равно он имеет дерзновение пред Богом за людей, и если человек встает не на ту стезю, то Господь по молитвам духовника всё дело может выправить, и исправить то, на что у самого человека сил не будет.

Можно ли обойтись без духовника? – А как можно слепому обойтись без поводыря? Если у человека нет духовника, значит, ему самому приходится трактовать Священное Писание. Наверное, с помощью какой-то литературы это и возможно делать, но живое слово, живой пример – совершенно другое. Это сродни казуистическому делопроизводству: как поступить в каком-то конкретном случае, опираясь на опыт другого, который прошел через подобное и знает, как в какой ситуации надо действовать. И совсем не обязательно духовный опыт приобретается на исповеди, это может быть и в простой беседе. Например, вспомним Паисия Святогорца, который просто разговаривовал со своими близкими, а слова шли от души к душе, и накрепко запоминались. Духовный опыт впитывается порой даже и не через слова, а по образу, по духу. Воспитывать можно по-разному: “делай, как я сказал!” или “делай, как я!”. Настоящий духовник воспитывает примером.

Добавлю, что иной раз, как ни покажется неожиданным, бывают прихожане, которые знают духовную жизнь лучше батюшек. Поэтому надо непременно учитывать, что мы учимся друг от друга. И не обязательно опираться только на опыт священника. Я сам, например, знал нескольких глубоко верующих мирян – они уже ушли из жизни, – которые мне показывали немало примеров действительно православной жизни, и я до сих пор помню, что они говорили. Есть на этот счет одна поучительная притча. Один святой жизни пустынник совершал Литургию по арианскому чину, служил благоговейно, в сослужении Ангелов. И как-то раз он оказался в другой общине и во время  службы ему указали на это. Тот удивился, ведь Ангелы его никогда не останавливали. И, когда он в своём храме, опять служил Литургию, то обратился к Небесным Силам: “Что же вы мне  ничего не сказали, ведь я-то служил как еретик?”. И был ему ответ: “Человеки научаются от человеков”. Мы всегда друг от друга учимся. Поэтому человек, который более зрел, более грамотен, более искушен, как сказано у апостола Павла: будучи искушен, сам может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18). Конечно, духовником далеко не всякий священник может быть. Тому свидетельство младострачество, которое весьма процветает сейчас у нас: едва успев принять сан, священник уже обрастает духовными чадами.

А вообще, без духовника крайне трудно, даже невозможно, обойтись. Разве в научной жизни без научного руководителя возможно? Потому что есть тот, кто впитал в себе опыт предыдущих поколений и знает, как поступил Иван Васильевич в одной ситуации, а Василий Иванович – в другой; знает принцип поиска, выработанный годами знает методологию: как и где искать. Так и в пастырстве.

Для меня трудный вопрос: сравнить жизнь без духовника и с духовником, потому что я всегда был около тех, кто обладал образом верного видения, даром духовного рассуждения. А как духовная жизнь без духовника происходит? Ну, наверное, сам в себе “варишься”, сам себе хозяин, сам себе голова, “сам себе режиссер”. Таким образом рождается сектантство, отсечение от Церкви. Духовника бывает непросто обрести, но пробовал ли человек по этому поводу молиться? Пускай пробует, пускай ищет: подойдет к одному на исповедь, к другому, поговорит. И тогда рождается духовная связь, и человек чувствует, что родился заново. Недаром наставника называют духовным отцом. Но чаще всего человек находит своего пастыря в том храме, куда привел его Господь в первый раз.

Если же говорить о той помощи, которую мы получаем от духовника – это, прежде всего, его молитвы, как говорил выше, и, конечно, советы. 


Возврат к списку