ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Роль прихожан и священства в Таинствах
СВЯЩЕННИК: Рад тебя видеть!
ИЩУЩИЙ: Надеюсь, что вечер опять будет добрым! Хочу похвастаться: осилил оба евангельских повествования!
СВЯЩЕННИК: Хвала! Значит есть интерес. Появились какие-либо вопросы?
ИЩУЩИЙ: Мы остановились на том, как бы не соблазниться уютом на коленках у сатаны, на которых оказался Иуда?
СВЯЩЕННИК: Как сказал Клайв Степлз Льюис, врата ада запираются изнутри[1]. По сути своей это означает: хочешь, открой. Но открыть-то я их смогу только ценой всей своей жизни, ибо только беспредельная искренность подводит меня к Богу…
ИЩУЩИЙ: …к Которому можно взывать в личной молитве…
СВЯЩЕННИК: И можно, и нужно, и в личной, и в общественной. Священник, не может служить обедню, если в храме нет никого. Евхаристию — ‘благодарение’, — это, повторяю, второе наименование Литургии, совершает Сам Христос. Мы в знак благодарности приносим Богу дары: хлеб и вино, а Он, Сам предстоит у престола, и наитием Святого Духа наше приношение пресуществляется в Его Тело и в Его Кровь, которыми мы и причащаемся. То есть становимся причастниками Божеского естества. Священник своим троекратным «Аминь!» лишь свидетельствует о совершившемся факте. И в Церкви всегда так.
ИЩУЩИЙ: Как?
СВЯЩЕННИК: Всё, что совершается, совершается силой Божией, Самим Богом. Мы же выяснили, к кому человек приходит на исповедь?
ИЩУЩИЙ: К Богу… Но ведь священник прощает грехи?
СВЯЩЕННИК: Священник через рукоположение имеет благодатную власть от Бога связывать и разрешать от греха (см.: Мф.18:18), свидетельствовать об искренности покаяния, о том, что мир с Богом восстановлен в сердце человека, либо наоборот, не восстановлен. Но подлинно простить грех может только Бог. И действует Он тогда, когда есть собравшиеся во имя Его. Хотя бы двое — это как раз и есть образ Церкви, минимальное условие её бытия в мире — не в брёвнах храм, а в рёбрах, как гласит русская пословица.
ИЩУЩИЙ: То есть Церковь Небесная живёт на земле?
Для эллинов безумие
СВЯЩЕННИК: Да. И так во всём. На Крещении мы погружаемся с Ним во Иордан. На венчании вместе с Ним входим в дом Симона Канонита, одного из Его апостолов, на свадьбе которого Христос воду в водоносах претворяет в вино, и оно не оскудевает. На Евхаристии мы входим в Сионскую Горницу, и в ней всем хватает места, ибо Литургия — одна. Как там у Мандельштама: «И Евхаристия, как вечный полдень, длится!»[2] Таинственная жизнь Церкви есть вхождение в Евангельское пространство! И, в общем-то, я понимаю, что для человека, мыслящего рационально, — это полный бред…
ИЩУЩИЙ: Бред?
СВЯЩЕННИК: Дмитрий Быков именно на это обращает внимание: «Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду». Об этом же говорит апостол Павел: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор.1:22 —23), а кто такие эллины?
ИЩУЩИЙ: Греки…
СВЯЩЕННИК: Ага: Сократ, Платон, Аристотель… ты кого-нибудь умнее их знаешь?
ИЩУЩИЙ: Ну, в общем-то, звучит убедительно…
СВЯЩЕННИК: Как раз для таких умных и разумных то, во что мы веруем, является полным безумием. Но у нас, правда, имеется одно оправдание …
ИЩУЩИЙ: Какое?
СВЯЩЕННИК: Как-то к Нильсу Бору, а это, как ты, возможно, помнишь, — один из отцов ядерной физики…
ИЩУЩИЙ: …то есть, вполне сопоставим по своему интеллекту с этими самыми сократами и платонами?
СВЯЩЕННИК: Вот именно…, так вот, к нему как-то подошёл молодой учёный и поделился своими соображениями по поводу новой теории…
ИЩУЩИЙ: И что?
СВЯЩЕННИК: Нильс Христианыч внимательно ознакомился с трудом своего коллеги и ответил: «Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной…»
ИЩУЩИЙ: Красиво ответил…
СВЯЩЕННИК: И воду на наш христианский огород полил: критерием истинности научной идеи с точки зрения гениального учёного является невероятная степень её безумия!
ИЩУЩИЙ: И Вы хотите сказать, что среди всех религий безумнее Христианства нет ничего?
СВЯЩЕННИК: Особенно, в его Православной редакции…
ИЩУЩИЙ: Но мусульмане и иудеи тоже ведь верят в Единого Бога?
СВЯЩЕННИК: А в какого Бога веруем мы?
ИЩУЩИЙ: Во Христа Иисуса.
СВЯЩЕННИК: А Кем Он является для мусульман?
ИЩУЩИЙ: Пророком Исой…
СВЯЩЕННИК: Всего лишь на всего пророком, но никак не Богом! А для талмудистов?
ИЩУЩИЙ: Не знаю…
СВЯЩЕННИК: Лжецом.
ИЩУЩИЙ: Лжецом?
СВЯЩЕННИК: Да. Как гласит тропарь канона под Великую Субботу: «Яко льстец, Бог оклеветается», то есть, как лжец. И в Евангелии читаем: На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин [господи, ц.-слав.]! Мы вспомнили, что обманщик [льстец, ц.-слав.] тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну (Мф.27:62 — 63)[3]. Так в одного Бога мы с ними веруем?
ИЩУЩИЙ: Похоже, что нет…
СВЯЩЕННИК: Тут надо отдать себе отчёт, что в Бога-то веруют только одни. Я уж не говорю про остальные религии, где и самой-то идеи божества может не быть, как, например, в буддизме, или как в язычестве, где Бог попросту потерян в винегрете, состоящем из неимоверного конгломерата богов и заправленном самыми невероятными и абсурдными чаяниями. Есть замечательное стихотворение Тимура Кибирова[4]. По-моему, оно определяет самую сердцевину нашей веры:
Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
ИЩУЩИЙ: То есть, вопрос решается исключительно отношением ко Христу?
СВЯЩЕННИК: И к Пресвятой Троице. В Символе веры, который, как мы сказали, является нашим программным документом, шесть из двенадцати положений, раскрывающих суть нашей веры, посвящены Сыну Божьему.
ИЩУЩИЙ: И как определить, кто прав?
СВЯЩЕННИК: Почти никак. Только верой. И при этом я понимаю, что ни мусульмане, ни талмудисты попросту не в состоянии верить иначе.
ИЩУЩИЙ: Почему?
СВЯЩЕННИК: С их точки зрения, они тогда изменят своей вере: Бог, в их понимании, не может быть троичен, а Христос не может быть Богом.
ИЩУЩИЙ: И что из этого следует?
СВЯЩЕННИК: То, как я понимаю, что они веруют не в Бога, равно, как и то, что они точно также должны думать про меня.
ИЩУЩИЙ: И нет никаких точек соприкосновения?
СВЯЩЕННИК: Есть. Идея Божества. Понимание благости Божией. Сколь бы ни была ущербной, с нашей точки зрения, вера в благость Божию в талмудизме или мусульманстве, всё-таки она там присутствует. И при всём моём понимании, что мусульманство и иудаизм не ведут человека ко Христу, а, значит, и к Богу, это не отвергает того, что человек этих исповеданий в Бога веровать может и может к Нему идти. Но я отдаю себе отчёт в том, что это — моё понимание, моя вера, а не объективная реальность. И я понимаю, что также они должны думать про нас…
ИЩУЩИЙ: То есть, уважение к человеку и его вере сохраняется?
СВЯЩЕННИК: Более того — обязательно должно быть! Но именно уважение к самому человеку и к тому, как он верует, но не к самой вере.
ИЩУЩИЙ: Почему?
СВЯЩЕННИК: Потому что, как я понимаю, эта вера ложная. Но я понимаю также, что и он не может принимать мою веру по той же самой причине.
ИЩУЩИЙ: Но ведь как-то все обосновывают свои взгляды?
СВЯЩЕННИК: Есть ещё одна точка соприкосновения.
ИЩУЩИЙ: Какая?
СВЯЩЕННИК: Религиозный опыт.
ИЩУЩИЙ: Что Вы имеете в виду?
СВЯЩЕННИК: Я верю в то, что у каждого человека есть свой личный духовный опыт. Например, у тебя.
ИЩУЩИЙ: У меня?
СВЯЩЕННИК: Да. Ты же переступаешь порог храма совершенно с иным ощущением и чувством, нежели, например, порог магазина. Это минимальный опыт, который у тебя есть. Может, есть и гораздо больший, но этот минимум есть, практически, у всех, входящих в это пространство.
ИЩУЩИЙ: Возможно есть у меня и нечто большее, но говорить об этом мне бы не хотелось.
СВЯЩЕННИК: И не надо. Я вспоминаю своего неверующего друга, который мне поведал о том, как он со своей семьёй случайно оказался в храме и наблюдал за своими детьми. Он своими глазами, точнее, духовным зрением атеиста, узрел, что его дети ощущают нечто, что он почувствовать не способен. И передавал он мне это, полностью отдавая себе отчёт, что не понимает того, что происходит с его детьми, но отказаться от своего неверия был не готов. И для меня это очень важное свидетельство!
ИЩУЩИЙ: Почти ничего не рассказав, Вы рассказали очень много. В советской школе талдычили, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Судя по всему, на самом деле — это Бог есть объективная реальность, постигаемая посредством религиозного чувства…
СВЯЩЕННИК: Полагаться только на чувство ни в коем случае нельзя, но прислушаться к нему стоит. И у меня, и у тебя есть духовный опыт. Но я надеюсь, ты понимаешь, что сравнивать его, например, с опытом батюшки Серафима Саровского не придёт в голову ни мне, ни тебе. Но как мне, так и тебе наш личный опыт драгоценен.
ИЩУЩИЙ: Безусловно.
СВЯЩЕННИК: Дух дышит, где хочет (Ин.3:8). И Богу дорог каждый человек. Он пошёл на Голгофу, как ради меня, так и ради любого язычника и атеиста. Недавно мне попался ролик, в котором перенесшему смертельно опасную болезнь казаху, практически на смертном одре явился Христос, и спросил по-казахски, верует ли тот в Него? И тот, понимая, что умирает, и, борясь с сомнениями, как это он может поверить в русского Бога — именно так он разумел Христа — в конечном итоге ответил: «Верую, что Аллах послал Тебя спасти меня!»
ИЩУЩИЙ: То есть умудрился не соврать и при этом не изменить своей вере!
СВЯЩЕННИК: Да! Но всё-таки открыться навстречу Христу! И на эту свою искренность получил ответ практически цитатой из Евангелия, которого он доселе не читал: «Да будет тебе по твоей вере!» (см.: Мф.9:29; Мф.8:13). Особенно важно, что этот мусульманин в критической ситуации принял Иисуса Христа, как Спасителя. И Сам Господь принял его в его исповедании, не заставляя идти на сделку с совестью, в той вере, на какую тот был способен, и что это был тот духовный опыт, который этому человеку был по силам.
ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что это касается представителей всех иных вероисповеданий?
СВЯЩЕННИК: Да. Наверное, за исключением сатанизма и атеизма. Возможно, ещё и буддизма.
ИЩУЩИЙ: Вы сравниваете буддизм с сатанизмом?
Карма
СВЯЩЕННИК: Не стоит забывать, что современная теософия в основе своей доктрины вытекла из буддизма, а Блаватская и иже с нею люто ненавидят Христа. А какова окончательная цель буддизма?
ИЩУЩИЙ: Нирвана.
СВЯЩЕННИК: А что это такое?
ИЩУЩИЙ: Достижение блаженства.
СВЯЩЕННИК: Достижение блаженства — это Царство Небесное, это Жизнь Вечная, когда личность соединяется с Богом и ликует, но при этом продолжает оставаться конкретной личностью. По крайней мере, так мыслим мы, православные. Буддизм постулирует то, что жизнь невозможна без страданий, и буддизм является бегством от страданий.
ИЩУЩИЙ: И как же буддисты от них убегают?
СВЯЩЕННИК: Через особые духовные практики, прежде всего медитации в позе лотоса. Задачей является разорвать колесо сансары.
ИЩУЩИЙ: А это что такое?
СВЯЩЕННИК: Чреда дурного и бесчисленного количества перевоплощений. Буддисты надеются достичь такого окончательного воплощения, которое позволит уйти от всех этих перевоплощений, конечным итогом чего является прекращение страданий, а, значит, если я это правильно понимаю, и жизни.
ИЩУЩИЙ: Жизнь, с их точки зрения, — это зло?
СВЯЩЕННИК: Скорее, страдание — зло. А жизнь невозможна без страданий. Даже удовольствия являются вариантом страданий. В буддизме практически отрицается бытие личности. «Я» в буддизме — это, скорее, совокупность общественных отношений, поток психических состояний, нежели уникальное бытие личности.
ИЩУЩИЙ: Почти как в нашем советском атеизме?
СВЯЩЕННИК: Нечто схожее есть. То, что мы называем нашей духовной составляющей, делающей наше тело живым, у них понимается как конгломерат элементов, может быть, даже точнее сказать, файлов или «флешек», перетасовывающихся в результате этих перерождений.
ИЩУЩИЙ: И что происходит с этими файлами?
СВЯЩЕННИК: Практически вся информация в каждом перерождении с них стирается, остаются только следы, и вспомнить то, что было в предыдущей жизни, практически немыслимо, ну, по крайней мере, пока ты сам не достиг состояния будды, просветлённого, поэтому будда Гаутама, например, якобы мог помнить себя слоном.
ИЩУЩИЙ: Зачем же тогда нужны эти перевоплощения?
СВЯЩЕННИК: То-то и оно, что не нужны. Их надо избежать, их надо прекратить.
ИЩУЩИЙ: И сколько же времени на это потребуется?
СВЯЩЕННИК: Буддизм оперирует понятиями отнюдь не десятков и даже не сотен тысяч лет. Но сам человек (или баобаб? или булыжник?) неспособен как-то повлиять на чреду этих перевоплощений, ибо всё подчинено карме, по-моему, вполне сопоставимой с роком.
ИЩУЩИЙ: А Вы можете объяснить, что такое карма?
СВЯЩЕННИК: Я её понимаю как безликую, слепую силу, управляющую всем мирозданием. В этом смысле ту же функцию выполняет языческий рок, которому подчинено всё, включая олимпийских богов.
ИЩУЩИЙ: Превыше богов?
СВЯЩЕННИК: Превыше всего. Цель одна: приходится перевоплощаться, пока не будет достигнуто состояние, невозможности чего бы то ни было желать. Нирвана в переводе с санскрита, есть ‘угасание’, ‘прекращение’, прекращение страданий вследствие прекращения желаний.
ИЩУЩИЙ: Окончательная смерть?
СВЯЩЕННИК: Возможно, что именно так. Хотя я не уверен, что файлы окончательно исчезают. Но факт тот, что пока не дойдёшь до состояния просветлённого, нирваны не достигнешь, ибо тебя самого как личности, в общем-то, нет, и все эти отношения твоего «Я» во времени и пространстве — скорее, иллюзия, нежели бытие.
ИЩУЩИЙ: А что происходит с тем, который этого состояния достигает?
СВЯЩЕННИК: При жизни можно достичь так называемого состояния «нирваны с остатком», когда есть ещё необходимость дышать, принимать пищу, помогать тем, кто стремится найти этот путь просветления.
ИЩУЩИЙ: Стать буддой?
СВЯЩЕННИК: Да. Только смерть приводит к полному просветлению к состоянию «нирваны без остатка». Если я правильно понимаю, то его файлы погружаются куда-то почти в никуда. А, значит, и его, как самосознающего существа тоже больше нет. Я ведь всё равно мыслю, как православный, и, с моей точки зрения, — это ад. При этом я понимаю, что вряд ли сами буддисты со мной согласятся, тем более что у них нет понятия ни ада, ни Рая. Но я стараюсь не забывать, что это — моя вера, а они веруют по-другому, и как-то это у них всё укладывается.
ИЩУЩИЙ: А как мы обосновываем бытие личности?
СВЯЩЕННИК: Ты с какого возраста себя помнишь?
ИЩУЩИЙ: Ну, наверное, лет с трёх, а, может, и раньше.
СВЯЩЕННИК: Скажи, в три года, в десять лет, в двадцать лет и сейчас ты был «ты» или кто-то другой?
ИЩУЩИЙ: Конечно я. В каждом своём возрасте я очень даже разный. И на детских фотографиях далеко не всегда удаётся опознать своих нынешних друзей.
СВЯЩЕННИК: Верно. И дело здесь не в памяти и не в каких-то функциях сознания или атмосферы, или социального устройства, а в том, что я есть я. Равно, как и психически больной человек до своего заболевания был той же самой, а никак не другой личностью.
ИЩУЩИЙ: Это как расстроенное пианино: играть нельзя, а всё равно пианино…
СВЯЩЕННИК: Понятие личности выкристаллизовалось лишь в IV веке в догматических спорах о Трёх Лицах Пресвятой Троицы. До этого было только понятие индивидуума, неделимого, что соотносилось с человеком. ИЩУЩИЙ: Но он уже понимался, как духовно-телесное существо?
СВЯЩЕННИК: Да. Человек целостен, когда обладает душой и телом. К этому подвёл Ветхий Завет. А Новый Завет пришёл к тому, что человек, созданный по образу своего Творца, также является личностью. Поэтому-то наша вера столь радикально отличается от веры буддистов.
ИЩУЩИЙ: И все наши разногласия основаны на понимании личности?
СВЯЩЕННИК: На вере в Личного Бога, личности человека и понимании спасения, которое для каждого, для меня…
ИЩУЩИЙ: Для меня, а не для каких-то безумное количество раз перетасовывающихся файлов?
СВЯЩЕННИК: Это, наверное, самое главное наше отличие. Если нет личностного бытия, то не может быть и Бога. Так что Бога там практически нет. Но понимание праведной жизни в буддизме имеет место быть, и это не может не являться соединяющей нас ниточкой.
ИЩУЩИЙ: Всё равно странно: праведная жизнь может привести в ад?
СВЯЩЕННИК: Аскеза ради аскезы — это, скорее, гордыня, нежели подлинная праведность. Царство Небесное — это Царство Христово, и кто его достигает, известно лишь Богу, знающему сердце человека. Анекдот люблю.
ИЩУЩИЙ: Какой?
СВЯЩЕННИК: Идёт экскурсия по Раю: «Тут у нас католики; тут — протестанты; тут — атеисты; а тут — т-с-с-с! — православные!» — «А почему: т-с-с-с?» «А они думают, что они здесь одни!»
ИЩУЩИЙ: С Вами не соскучишься…
СВЯЩЕННИК: При этом я буду утверждать, что духовный опыт преподобного Сергия Радонежского и афонских старцев не сопоставим с опытом Франциска Ассизского и всего католического монашества, не говоря уже об опыте самых праведнейших буддистских монахов или мусульманских дервишей. Однако в стихах Омара Хайяма или в японских хокку и укиё-э дух живёт. Язычников Платона и Сократа называют христианами до Христа. Правда Божия — в Православии. Остальные вмещают столько, сколько могут вместить. Но, главное, что и это малое дорого Богу.
ИЩУЩИЙ: А они мыслят по-другому?
СВЯЩЕННИК: Каждый считает, что правда у них. А иначе и веровать-то невозможно. Мусульманство, как, впрочем, и талмудизм, попросту не способны принять Троичность Божества, равно как и факт Воскресения Христова. Просто не могут и всё. А для талмудизма ещё и машиах, как они полагают, оказался слишком слабеньким — не стал царём от мира сего. Поэтому, какой же он для них машиах?
ИЩУЩИЙ: А мы как обосновываем нашу веру?
СВЯЩЕННИК: В середине первого тысячелетия нашей эры было столько споров о Христе и о Пресвятой Троице, что тем, кто это хочет понять, необходимо окунаться в догматику. Но мы, прежде всего, веруем в Воскресение Христово, и тут у нас есть очень даже серьёзные исторические артефакты…
ИЩУЩИЙ: Какие?
Синдон
СВЯЩЕННИК: Синдон, Туринская Плащаница…
ИЩУЩИЙ: Но ведь утверждают, что радиоуглеродный метод не подтвердил её возраста?
СВЯЩЕННИК: А как он мог его подтвердить, когда известно, что после пожара 1532 года её подвергли обработке горячим растительным маслом, содержащим углерод XVI века? Таким образом, она была явно омоложена… а во всём остальном — это документальное подтверждение Евангельского повествования…
ИЩУЩИЙ: Документальное подтверждение?
СВЯЩЕННИК: То, что Плащаница была известна с самых первых шагов Церкви в мире, говорит Евангелие: И, наклонившись, [Иоанн] увидел лежащие пелены; <…> и увидел, и уверовал (Ин.20:5,8)[5].
ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что нечто очень важное поразило Иоанна Богослова при виде этого Синдона, так что он сразу поверил в Воскресение Христово?
СВЯЩЕННИК: Именно так. В отличие от апостола Петра. Но есть ещё нечто неоспоримое: Божественная Литургия совершается на антиминсе.
ИЩУЩИЙ: А что это такое?
СВЯЩЕННИК: Это плат с монохромным изображением тела Иисуса и приготовления положения Христа во гроб. Он сложен на престоле. Когда его раскрывают перед пением «Херувимской песни», то священник произносит слова: «Открыет им Евангелие правды». Важно, что православная традиция донесла именно монохромность — точно такой же вид имеет и Туринская Плащаница. Очень любопытно: слова-то Литургии очень древние, а Туринскую плащаницу сейчас многие называют пятым Евангелием…
ИЩУЩИЙ: А в чём тут особенность?
СВЯЩЕННИК: Понимаешь, на протяжении более полуторы тысяч лет, с тех пор, как окончательно оформилась литургическая преемственность, антиминс стал строго, в основных принципах, повторять первоисточник. Вид антиминса безусловно изменялся во времени, но важен тот окончательный вариант, к которому пришла литургическая практика.
ИЩУЩИЙ: Но это же только, начиная с IV века? А до этого?
СВЯЩЕННИК: До этого Церковь переживала гонения, и документальных указаний не так много, но кое-что сохранилось в апокрифах, в которых далеко не всё ложь. Но главное, что традиция восходит к Тайной Вечери.
ИЩУЩИЙ: Каким образом?
СВЯЩЕННИК: Ну как ты думаешь, начиная с вечера Великого Четверга: прощальный ужин, Гефсиманское моление о чаше, взятие под стражу, бегство учеников, суд у первосвященников, у Ирода Антипы, снова у Каиафы, суд Пилата, осуждение, Голгофа, распятие, смерть, ходатайство Иосифа перед Пилатом о разрешении погребения… — всё ведь надо было успеть сделать до наступления субботы, когда делать ничего нельзя. Сколько событий спрессовалось в течение такого малого времени — менее двадцати часов. И где взять доброе, хорошее полотно, для того чтобы завернуть в него тело дорогого Учителя?
ИЩУЩИЙ: На рынке…
СВЯЩЕННИК: Да все евреи уже готовятся встречать свой пейсах, времени в обрез, надо всё завершить до захода солнца, рынки закрываются…
ИЩУЩИЙ: Тогда где?
СВЯЩЕННИК: Со стола Тайной Вечери…, по-моему, другого варианта нет…
ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что скатерть прощального ужина использовалась, как погребальные пелены? Но в Евангелии сказано, что, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (Мф.27:59)…
СВЯЩЕННИК: Что может быть чище и святее того, на чём совершена первая Евхаристия? Евангелист Марк пишет, что Иосиф, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе (Мк.15:460, но ведь не известно, когда именно он её купил? Почему бы не к прощальному ужину? Именно поэтому мы, на мой взгляд, и имеем в качестве скатерти на престоле антиминс — образ Святого Синдона.
ИЩУЩИЙ: Не бесспорно, но вполне допустимо…
СВЯЩЕННИК: Во всяком случае, это не противоречит догматике. Не стоит забывать и ещё один аргумент: перед крестным ходом на Пасху совершается полунощница, и в самом её конце открываются Царские врата и священники вносят в алтарь плащаницу[6], которая также, собственно говоря, является образом Синдона, и кладут её на престол. И в течение сорока дней Пасхи, до отдания, Литургия совершается на ней.
ИЩУЩИЙ: И что?
СВЯЩЕННИК: А другого объяснения, как то, что именно так и поступили апостолы, и это Предание хранит Церковь, у меня нет: взяли эту Плащаницу и совершали на ней свои первые евхаристические собрания. И произошло это, скорее всего, потому что и первое собрание в Сионской Горнице накануне Голгофы было совершено на ней…
ИЩУЩИЙ: Всё сходится…
Никодим и Иосиф
СВЯЩЕННИК: Тут есть ещё один очень важный момент. Погребением занимаются праведные Иосиф и Никодим — оба фарисеи.
ИЩУЩИЙ: Почему не ученики?
СВЯЩЕННИК: Ученики пребывали в состоянии полной растерянности — земля ушла из-под ног. А Иосиф, по Преданию, был ответственным в Синедрионе за похоронную службу, потому-то и смог обратиться к Пилату напрямую, с просьбой снять с креста тело Господа…
ИЩУЩИЙ: Что выглядело вполне естественно…
СВЯЩЕННИК: О них двоих известно, что они были тайными учениками Иисуса… На них не падало никакого подозрения, даже когда им пришлось заступаться за Господа на фарисейском совете. То есть и Иосиф, и Никодим входили в состав Синедриона и были среди семидесяти самых авторитетных евреев: Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин.7:50 — 52), — но никаких оргвыводов сделано не было. Очень вероятно, что все подробности как организации Тайной Вечери, так и погребения были оговорены заранее. Например, мужчина с кувшином (см.: Лк.22:10)…
ИЩУЩИЙ: А что тут особенного?
СВЯЩЕННИК: В те времена, да и позже, воду в кувшинах на Востоке носили исключительно женщины, а мужчины в бурдюках. То есть, мужчина с кувшином – это явно условный знак, который привлёк внимание учеников и привёл их в уже готовую к встрече Сионскую Горницу. Там и приготовлен был ими пасхальный агнец и всё необходимое для ужина.
ИЩУЩИЙ: А причём тут Иосиф и Никодим?
СВЯЩЕННИК: Христос вёл жизнь проповедника, не имевшего места, где приклонить голову (Мф.8:20). Спутниками его были не шибко обеспеченные галилейские рыбаки, которые оставили всё своё имение и пошли за Ним. Относительно обеспеченными людьми в Его окружении были Лазарь с сёстрами, жившие в Вифании, — в трёх километрах от Иерусалима. Но, во-первых, это был уже не сам Иерусалим с горою Сион, а, как известно, от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис.2:3), а, во-вторых, вряд ли они смогли бы разместить в своём доме столь представительную делегацию из тринадцати человек. Полагаю, нужен был кто-то побогаче.
ИЩУЩИЙ: Вы намекаете на Иосифа Аримафейского или Никодима?
СВЯЩЕННИК: А больше некому. Скорее всего, это был дом Иосифа, но, может быть, и Никодима, хотя это не принципиально, ибо очень вероятно, что они были родственниками. Иосиф, как мы уже сказали, пришёл к Пилату, попросил тело Иисуса и снял его с креста (см.: Ин.19:38), а потом появляется Никодим с благовониями. Об Иосифе сказано, что он был богат, и имел гроб близ Голгофы, высеченный им в скале лично для себя (см.: Мф.27:60). Такой гроб был самым большим сокровищем, какое мог иметь иудей. Ибо и по смерти своей евреи чаяли встречи с грядущим Мессией, который обязательно появится в Иерусалиме и воззовёт к Себе всех — и живых, и усопших. И эту драгоценность он пожертвовал для погребения Спасителя. А принимать решение надо было, практически, мгновенно.
ИЩУЩИЙ: Значит, они всё-таки были знакомы?
СВЯЩЕННИК: В Евангелии об этом почти ничего не сказано. Об Иосифе известно, что он — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев (Ин.19:38)[7]. О Никодиме чуть больше: что он посещал Христа прежде и разговаривал с Ним (см.: Ин.3:1 — 21). И на этих встречах мог получить от Господа какие-то установления, и всё. Видимо, они были дружны и многое друг с другом обсуждали, ведь Никодим отозвался на призыв Иосифа и пришёл на погребение. У меня складывается впечатление, что Иосиф по своей потрясающей скромности, не решаясь обратить на себя внимание, только приближался к толпе, окружавшей Христа в дни Его посещения Иерусалима, и, молча, вслушивался и вглядывался, ловя каждое слово и каждый жест Учителя.
ИЩУЩИЙ: И этого ему оказалось достаточно?
СВЯЩЕННИК: Похоже. Вся дальнейшая координация усилий осуществлялась через Никодима. Иосиф даже не явился на совет, вынесший Христу смертный приговор (см.: Лк.23:51), ибо понимал всю бесполезность своего присутствия. Но тут он мне очень напоминает нашего старого знакомого, который встретился с Богом внутри своего сердца…
ИЩУЩИЙ: Авраама?
СВЯЩЕННИК: Да. Не стоит забывать, что ещё одной великой добродетелью Авраама было его гостеприимство. Как иначе объяснить все действия Иосифа? Ты бы смог предоставить свою квартиру какому-то странному проповеднику с компанией из двенадцати довольно поизносившихся одеждой мужиков и уйти из неё, предоставив им возможность делать всё, что им угодно, да ещё и накануне самого главного и чтимого тобою праздника?
ИЩУЩИЙ: Вряд ли…
СВЯЩЕННИК: А он смог. Причём квартирка была в центре города, престижная, дорогая. А участок под личное захоронение, пусть даже не на Ваганьковском кладбище, а, допустим, в дальних углах Митинского, мог бы ты пожертвовать для захоронения бомжа?
ИЩУЩИЙ: Не-а…
СВЯЩЕННИК: А ведь Христос именно так выглядел! — не было в Нем ни вида, ни величия (Ис.53:2). Это что же должно было произойти внутри человека, баловня судьбы, сделавшего восхитительную карьеру после переезда из Аримафеи (Рамафа Галаадского), что за 30 км от Иерусалима, а по Иудейским меркам — это далеко, в столицу, чтобы он смог опознать в изуродованном пытками Проповеднике Того, Кого ждали, начиная от Адама? Каким ухом он вслушивался, и какими очами он всматривался?
ИЩУЩИЙ: Да. Параллель с Авраамом тут действительно к месту. Многое объясняет.
СВЯЩЕННИК: Но есть ещё одна ниточка…
ИЩУЩИЙ: Какая?
Евангелист Марк
СВЯЩЕННИК: Ты не обратил внимания на мальчишку, который убежал из Гефсиманского сада, оставив стражникам свою простыню (см.: Мк.14:51 — 52)[8]?
ИЩУЩИЙ: Обратил.
СВЯЩЕННИК: А откуда он там взялся?
ИЩУЩИЙ: Пришёл…
СВЯЩЕННИК: С кем? С Иудой и людьми, вооружёнными дрекольями?
ИЩУЩИЙ: Нет…. Раз спасался бегством, значит, он — друг Христов…
СВЯЩЕННИК: Давай рассуждать. Христос и апостолы совершают Тайную Вечерю. Больше в этой комнате нет никого — только те, кто со Христом.
ИЩУЩИЙ: Ну, да.
СВЯЩЕННИК: Иуда, уже принявший свои тридцать сребреников, получает от Иисуса хлеб, обмакнутый в солило и повеление делать задуманное дело скорее[9], отправляется за стражниками, а Господь остаётся с одиннадцатью учениками.
ИЩУЩИЙ: Так.
СВЯЩЕННИК: Тайная Вечеря продолжается ещё некоторое время, а затем все уходят в Гефсиманский сад. В саду находятся только Христос и одиннадцать апостолов.
ИЩУЩИЙ: Да.
СВЯЩЕННИК: Куда ведёт Иуда стражу?
ИЩУЩИЙ: В сад.
СВЯЩЕННИК: Нет. Туда, где он всех оставил…
ИЩУЩИЙ: В Горницу?
СВЯЩЕННИК: Естественно. А там хозяева объясняют, что все куда-то ушли…
ИЩУЩИЙ: Ну?
СВЯЩЕННИК: Думай!
ИЩУЩИЙ: Иуда же знает, где проводит ночи Христос…
СВЯЩЕННИК: Конечно. Он разворачивает всю команду и отправляется в Гефсиманию. А хозяева?
ИЩУЩИЙ: Не соображу…
СВЯЩЕННИК: Поднимают с постели самого проворного, чтобы предупредить Спасителя, и им оказывается юноша, который, видимо, уже спал и, скорее всего, нагишом. Тот, не теряя времени, накидывает на себя простыню, названную в евангелии покрывалом, а в славянском тексте плащаницей, и кратчайшим путём спешит в сад, и оказывается там раньше стражников — вот он неучтённый друг Христов!
ИЩУЩИЙ: То есть он — родственник Иосифа?
СВЯЩЕННИК: Или Никодима. А, может быть, племянник и того, и другого, или чей-то сын. Мы же говорили про изобилие родственных связей вокруг Христа?
ИЩУЩИЙ: Да.
СВЯЩЕННИК: И, как доносит нам Священное Предание, — это будущий евангелист Марк, ибо именно в его доме в дальнейшем будут собираться первые христиане на молитву в день после субботы, то есть в недельный, воскресный. И ведь именно в этом доме была совершена и Тайная Вечеря (см.: Деян.12:12). Но у меня такое ощущение, что мы с этим юношей уже встречались в Евангелии…
ИЩУЩИЙ: В каком месте?
СВЯЩЕННИК: Когда богатый молодой человек подходит ко Христу и вопрошает его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10:17; см.: Мф.19:16 — 24; Мк.10:17 — 27; Лк.18:18 — 27). Этот фрагмент есть у трёх евангелистов. Он заканчивается тем, что на предложение Господа оставить всё и следовать за Ним, юноша отошёл опечаленным, ибо был богат, а у евангелиста Луки он даже назван князем. И Христос с грустью заметил, что Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк.10:25). Однако только у Марка есть две, казалось бы, незначительные подробности: этот юноша максимально, видимо из скромности, обезличен, хотя о нём сказано, что он подбежал, а проворство свойственно юности — подбежал некто, пал пред Ним на колени — и то, что Иисус, взглянув на него, полюбил его. Кто, как не очевидец мог почувствовать на себе Христову любовь?
ИЩУЩИЙ: Это же, как у Чехова: ружьё в первом акте…
СВЯЩЕННИК: Разве Бог может забыть полюбившегося Ему человека?
ИЩУЩИЙ: Вряд ли…
СВЯЩЕННИК: Предание доносит до нас, что, когда Христос говорит: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19:14), то Он берёт одного младенца на руки и ставит его Себе на колени. Этим мальчиком был будущий священномученик Игнатий Богоносец… Бог Своих не оставляет! Так и здесь: не мог юноша Марк возникнуть в Гефсимании ниоткуда, и не мог полюбившийся Господу юноша пропасть в никуда.
ИЩУЩИЙ: И это ещё одно семейство праведности около Христа…
СВЯЩЕННИК: Концентрация святости на один квадратный метр Иерусалима просто зашкаливает!
ИЩУЩИЙ: К своим пришёл! (см.: Ин.1:11)
СВЯЩЕННИК: Вот и, получается, что вера наша предельно Христоцентрична. И в этом её радикальное отличие и от мусульманства, и от иудаизма.
ИЩУЩИЙ: То есть Христос стоит в центре всего миропонимания православного христианина и имеет центром всех чаяний Самого Господа нашего Иисуса Христа?
Воскресение Христово
СВЯЩЕННИК: Именно так. И вся эта вера основана на факте Воскресения Христова, который всеми верующими принимается с великим благоговением. Более того, апостол Павел очень чётко обозначает именно эту первооснову нашей веры: А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1Кор.15:17).
ИЩУЩИЙ: Тщетна?
СВЯЩЕННИК: Напрасна. То есть, если Он не воскрес, то мы все здесь занимаемся совершенной ерундой.
ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что христиане отдают себе в этом полный отчёт?
СВЯЩЕННИК: На протяжении двух тысяч лет.
ИЩУЩИЙ: Но ведь в других вероисповеданиях, в частности, в буддистских верованиях, Ему благодарны за то, что Он — великий учитель…
СВЯЩЕННИК: Скорее, это поздние теософские течения. Их задача — ниспровергнуть Бога, и их расшаркивания сродни грибоедовскому: «А Чацкого мне жаль. По-христиански так, он жалости достоин»[10], — ну, мол, не вышло из него бога, а так — свой парень… просветлённый… один из будд…
ИЩУЩИЙ: И нечто подобное ранее предприняло мусульманство?
СВЯЩЕННИК: Да. А в новое время — Свидетели Иеговы.
ИЩУЩИЙ: То есть, всё это — одного поля ягоды?
СВЯЩЕННИК: Конечно. Сейчас это всё трансформировалось во всеобщее понимание секулярного мира, назвавшего нашу эпоху постхристианской.
ИЩУЩИЙ: И что это означает?
СВЯЩЕННИК: Что в человеческом сознании Христос и вера в Него, как в Бога, преодолены и отправлены на свалку истории…
ИЩУЩИЙ: Вот прям так?
СВЯЩЕННИК: Ну, ты сам посуди: ты же без этой веры жил себе преспокойненько и сильно не заморачивался.
ИЩУЩИЙ: Я всё же веровал…
СВЯЩЕННИК: Так, как мы с тобой сейчас это обсуждаем?
ИЩУЩИЙ: Пожалуй, нет. Но в то, что Он Бог — да, я всегда верил…
СВЯЩЕННИК: Это, конечно, похвально, и вселяет надежду. Но, всё же то, как ты верил, заставляет очень напряжённо отнестись к словам Христа: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8).
ИЩУЩИЙ: Основным в этой вере является признание факта Воскресения Христова?
СВЯЩЕННИК: Безусловно. Ибо из мёртвых может воскреснуть только Бог!
ИЩУЩИЙ: А Лазарь Четверодневный?
СВЯЩЕННИК: Его тоже мог воскресить только Бог. И в этом смысле аргумент Туринской Плащаницы очень весом.
ИЩУЩИЙ: Аргумент?
СВЯЩЕННИК: Да.
ИЩУЩИЙ: Но это же — чудо!
СВЯЩЕННИК: Чудо никогда ничего не доказывает.
ИЩУЩИЙ: Как так?
СВЯЩЕННИК: Сначала вера. Принцип всё-таки такой: Увижу — поверю, сказал человек. Поверишь — увидишь, сказал Бог. Чудо может укрепить веру, но оно не приводит к ней. Сначала — вера.
ИЩУЩИЙ: И во что же надо поверить?
СВЯЩЕННИК: Прежде всего, для того чтобы этот аргумент работал, в то, что это — тот самый Синдон, которым было обвито тело Иисуса Христа. В то, что это никакая не подделка, и изображение на этом полотне возникло пусть самым невероятным образом, но обусловлено теми законами природы, которые установлены Самим Господом Богом.
ИЩУЩИЙ: А это может быть подделка?
СВЯЩЕННИК: По моему разумению, предположение, что изображение сделано в XV веке каким-то сверхгениальным Леонардо Недовинченным куда более абсурдно, нежели принятие факта, что это та самая Плащаница, которой покрывали Христа. Но, увы, такие предположения существуют.
ИЩУЩИЙ: А в чём абсурдность?
СВЯЩЕННИК: В том, что тогда необходимо признать, что существовал художник, значительно превосходивший по своей гениальности Леонардо да Винчи, ибо он в совершенстве владел художественной техникой дегидратации органических материалов, которая в те времена больше нигде не применялась.
ИЩУЩИЙ: Что за техника?
СВЯЩЕННИК: Ты знаешь, как паяльником на дощечке выжигают изображения? Так вот, нечто подобное необходимо было произвести на ткани, с невероятной тонкостью и изяществом, используя только щипцы с раскалённым углём, водя ими над тканью и ни в коем случае не прикасаясь к ней. Причём сделать это один единственный раз и технику эту забыть напрочь, ибо аналогов в истории не существует.
ИЩУЩИЙ: Впечатляет.
СВЯЩЕННИК: Более того, ему надо было где-то раздобыть полотно, плетение которого характерно для сирийских ткачей I века нашей эры, изображение надо было выполнить в виде негатива, и это в то время, когда о фотографии еще никто не имел ни малейшего понятия.
ИЩУЩИЙ: А на Плащанице негативное изображение?
СВЯЩЕННИК: Да. Тонкость и изящество изображения должны были быть таковы, что впоследствии оно могло быть считано как трёхмерное.
ИЩУЩИЙ: А с Плащаницы получено объёмное изображение?
СВЯЩЕННИК: Получено. Более того, этот художник должен был быть таким сообразительным, что догадался обзавестись пыльцой растений Палестины, Эдессы и Византии, то есть тех мест, по которым по Преданию это полотно путешествовало, и рассыпать их на него. Сделать это было необходимо для того, чтобы потомки, обзаведясь электронным микроскопом, смогли их обнаружить.
ИЩУЩИЙ: И пыльцу там нашли?
СВЯЩЕННИК: Нашли, нашли. А ещё надо предположить, что древние византийские и русские иконописцы задолго до встречи с этой святыней писали образы Спаса с тремя прядками волос на лбу, которые на плащанице являются каплями запекшейся крови.
ИЩУЩИЙ: Я это не очень что-то понял?
СВЯЩЕННИК: По-моему, естественнее предположить, что древние византийские изографы восприняли капли крови, как пряди волос и изображали их на иконах, как видели с глубокой древности, то есть гораздо раньше XVI века, ибо сами лицезрели это полотно, а русские копировали греческие источники. И необходимо было учесть ещё множество нюансов, которые стало возможным постичь только в наше время.
ИЩУЩИЙ: Понятно. Проще не поверить радиоуглеродному методу, являющемуся единственным контраргументом, тем более что на это есть все основания, и принять это полотно в качестве подлинной Плащаницы Христовой.
СВЯЩЕННИК: Но тогда мы имеем очень важный исторический артефакт, связанный с Голгофой и погребением Иисуса Христа.
ИЩУЩИЙ: Почему не с Воскресением?
СВЯЩЕННИК: Потому что Воскресение Христово — это то, во что нам следует поверить, прежде всего. Всё остальное может быть исследовано и описано естественнонаучными причинами, а Воскресение — нет.
ИЩУЩИЙ: И что даёт нам этот артефакт?
СВЯЩЕННИК: Он подводит нас к Воскресению. Ставит на границу естественнонаучного познания, за которую мы можем заглянуть верой.
ИЩУЩИЙ: Ничего не доказывая?
СВЯЩЕННИК: Да, это не доказательство, а именно аргумент, ибо он доказывает только то, что всё описано евангелистами с поразительной документальной точностью: орудия пыток, следы от тернового венца, от бичевания, местоположения ран, состояние мышц и грудной клетки вплоть до возможности поставить диагноз — шок и асфиксия. И даже монеты, отпечатавшиеся на веках, так называемая Лепта Пилата, оказались с ошибкой при чеканке, которую установили только в ХХ веке.
ИЩУЩИЙ: Это как?
СВЯЩЕННИК: Сначала обнаружили на Плащанице, а потом на это обратили внимание нумизматы…
ИЩУЩИЙ: Интересно…
СВЯЩЕННИК: Более того, при раскопках на месте пыток, Лифостротоне, была обнаружена выбитая литера «В» — Базилевс — Царь, по-гречески. А я уже упоминал про римские игрища, сатурналии, когда одного из воинов по жребию одевали в багряницу, устраивали шутовское венчание на царство, воздавали шутовское поклонение, а затем убивали, что и являлось, по сути, формой человеческого жертвоприношения в Риме.
ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что в тот год место воина занял Христос?
СВЯЩЕННИК: Именно.
ИЩУЩИЙ: И что из этого следует?
СВЯЩЕННИК: То, что, во-первых, Христа действительно принесли в жертву. Хотя я понимаю, что в жертву себя принёс Он Сам. А жертвоприношение, как мы говорили, является основой любой веры, ибо все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22), — и в этом принимают участие, как римские язычники, так и иудейские первосвященники, то есть весь мир. А, во-вторых, что евангелисты предельно честны в своих описаниях. Даже то, что их смущало и, казалось, можно бы было опустить в рассказе, апостол Иоанн не только оставляет, но и утверждает этим Правду Божию: …один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили (Ин.19:34 — 35).
ИЩУЩИЙ: Правда Божия в том, что из раны вытекла кровь и вода?
СВЯЩЕННИК: Ты когда-нибудь видел, чтобы из свежей раны текла не только кровь, но ещё и жидкость, напоминающая воду?
ИЩУЩИЙ: Нет…
СВЯЩЕННИК: И я не видел... да и Иоанн Богослов до этого вряд ли видел. Это же не могло его не смутить, но он ничего не стал скрывать, а наоборот акцентировал на этом внимание!
ИЩУЩИЙ: Это, наверное, как у Нильса Бора…
СВЯЩЕННИК: Да, да — то самое безумие, констатирующее истину. Это ведь только в ХХ веке стали известны все механизмы развития шока, и что в таких случаях около сердца и около лёгких скапливается избыточная жидкость, а иначе при любом ранении течёт только одна кровь.
ИЩУЩИЙ: Но Иоанна это поразило настолько, что он это зафиксировал, фактически, для нас, для нашего времени, чтобы мы поверили…
СВЯЩЕННИК: Но если евангелисты настолько документально честны в описании страданий и смерти Христа, то какие могут быть основания у нас не верить им, когда они говорят о последующих событиях?
ИЩУЩИЙ: Вы правы, тут только вера — либо веришь, либо не веришь…
СВЯЩЕННИК: И когда поднимается шум вокруг так называемого евангелия от Иуды, то мне хочется задать только один вопрос, ты кому, человече, доверяешь: Иоанну Богослову или Иуде Искариоту?
ИЩУЩИЙ: И верующие принимают факт Воскресения Христова… Жаль, что, само существование этого полотна не является доказательством Христова Воскресения…
СВЯЩЕННИК: Бог бережно относится к свободе человека: необходима вера. Повторюсь, радиоуглеродный метод не подтвердил то, что она относится к первому веку, хотя само полотно сирийского плетения, характерного именно для первого века. Но даже если бы подтвердил, было бы необходимо принять, что это именно то самое полотно, которым покрыли тело Иисуса, а скептик всегда найдёт отговорку. Тем более, сами по себе следы на этом полотне никакого неверующего не убедят — на нём не написано, что Христос Воскрес — выводы делаются только в глубине сердца.
ИЩУЩИЙ: Вы правы…
СВЯЩЕННИК: Скептику легче поверить, что Сократ выпил чашу с цикутой, хотя сам факт существования Сократа имеет под собой куда меньше исторических оснований, нежели факт Воскресения…
ИЩУЩИЙ: Почему?
СВЯЩЕННИК: Историческая наука иной раз держится на поразительно мизерных основаниях, но подвергнуть сомнению её достижения и открытия возможно, только предъявив новые веские доказательства. Я не оспариваю факт существования Сократа. Я просто утверждаю, что так называемых исторических артефактов, оставшихся от Сократа, куда меньше, нежели от Христова Воскресения, хотя бы потому, что самый древний манускрипт с текстом изречений Сократа моложе Сократа чуть ли не на тысячу лет. А самый ранний фрагмент Евангелия от Иоанна датируется 120 — 130 годом нашей эры, то есть, разница всего лишь лет в девяносто… Но артефактов, подтверждающих существование Сократа, для исторической науки достаточно, а для Христова Воскресения — нет.
ИЩУЩИЙ: Впечатляет…
СВЯЩЕННИК: Ещё как впечатляет. А верующие факт Воскресения Христова принимают. И слова Христовы становятся для них непреложными. И дело, которое Он совершил на земле, становится безмерно важным, ибо оно делает нас едиными с Ним.
ИЩУЩИЙ: Вы опять говорите о Его Воскресении?
СВЯЩЕННИК: Ну, это, скорее, дело не столько земное, хоть и совершилось оно на земле и в аду, а небесное, совершившееся в вечности…
ИЩУЩИЙ: Тогда какое же?
Созижду Церковь Мою
СВЯЩЕННИК: Конечно, и это дело совершается, прежде всего, в вечности, но оно имеет непосредственное отношение к земле: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
ИЩУЩИЙ: Вы ставите акцент именно на этом деле, на устроении Церкви Христом?
СВЯЩЕННИК: Да, потому что именно Церковь будет вести человека по земле в Царство Небесное. Именно в этом её задача. И, если ты помнишь, в самом начале наших с тобой бесед я сказал, что именно о ней, именно о усвоении её спасительной роли я больше всего буду стараться, беседуя с тобой?
ИЩУЩИЙ: Помню.
СВЯЩЕННИК: Именно об этом Первосвященническая молитва Христа по пути от Тайной Вечери к Гефсиманскому саду: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить <...> Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои <...> Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир <...> да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин.17:4;8;18;21).
ИЩУЩИЙ: Распятие ещё не произошло, а дело уже совершено…
СВЯЩЕННИК: Да, потому что уже произошла Евхаристия, и хлеб и вино были преложены в Тело и Кровь на трапезе в Сионской Горнице. Ветхий Завет прекратил своё существование, и был заключён Завет Новый. Это и есть центральное событие нашего спасения, ибо, как сказано, Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:54).
ИЩУЩИЙ: Вы не первый раз говорите…, что значит преложены?
СВЯЩЕННИК: Пресуществлены. То есть, оставаясь по видимости и всем своим физическим свойствам хлебом и вином, они, наитием Святого Духа, становятся Телом и Кровью Христовыми, Материя становится Божией Плотью. И вкушая их, Тело и Кровь,, мы становимся причастниками Божеского естества. Поэтому слова Христовы: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь… (Ин.6:54), я для большей понятности готов произнести несколько иначе: «Причащающийся — тот Мой!»
ИЩУЩИЙ: А тот, кто не причащается — от лукавого?
СВЯЩЕННИК: Это ты — о себе? Семь лет же не причащался! Слава Богу, что не совсем так. У Бога — благости много и, конечно, нельзя столь механистически сортировать людей, но задуматься всё-таки следует каждому, ибо это проверка на то, как мы относимся к Слову Божьему, которое обращено именно ко мне лично, к каждому из нас.
ИЩУЩИЙ: Вы опять повернули тему к Таинствам?
Призывающая благодать
СВЯЩЕННИК: Именно ими и живёт Церковь. Таинственной жизнью. Жизнью, которую предлагается почувствовать каждому человеку, переступающему порог храма. Иначе он там не сможет задержаться.
ИЩУЩИЙ: Именно поэтому люди и покидают Церковь? Потому что её не ощутили?
СВЯЩЕННИК: Думаю, да. Или не захотели ощутить…
ИЩУЩИЙ: А что же необходимо для того, чтобы это почувствовать?
СВЯЩЕННИК: Надеюсь, что многому способствует искренность и честность, хотя исключить соблазн бывает нелегко. Но всё в конечном итоге поверяется духовным рассуждением. Я не верю в то, что человек может остаться равнодушным к тихому чтению Евангелия, к размеренному речитативу богослужения, особенно если он устал от суеты. Сам факт переступания церковного порога погружает человека, пусть в едва уловимую, но иную реальность. И тихое и непредвзятое понимание своего состояния, которое открывается человеку в храме, свидетельствует о Божьем присутствии. Это называют благодатью…
ИЩУЩИЙ: Разве то, что Вы сейчас сказали, не является принципом: сначала войди, а потом поверь?
СВЯЩЕННИК: Возможно, отчасти ты прав… но тут могу привести слова, которые, как считают, принадлежат святому благоверному князю Александру Невскому: «Прежде научи чадо вере, потом наукам!» И есть один памятный случай…
ИЩУЩИЙ: Расскажите…
СВЯЩЕННИК: Один известный батюшка был поначалу иподьяконом у замечательного Пензенского архиепископа Кирилла, который, как все порядочные священнослужители того времени, успел отсидеть в лагере в тридцатые годы. С внуком этого епископа они были дружны с юности, и тот иногда тоже помогал при богослужении. Затем их пути разошлись: иподьякон отправился в семинарию, а внук — в институт, и в эпоху новой волны хрущёвского атеизма потерял веру.
ИЩУЩИЙ: Это как-то повлияло на их дружбу?
СВЯЩЕННИК: Да, нет — внук был добрым, милым и честным человеком. Они потом неоднократно встречались, и встречи их были радостными. Семинарист закончил академию и стал священником, а второй друг — инженером, и как многие порядочные люди любил выпить…
ИЩУЩИЙ: …беда…
СВЯЩЕННИК: Но он ответственно относился ко всему, и общественную нагрузку в роли добровольного народного дружинника исполнял в любую погоду. Обычно, люди приходили в опорный пункт, принимали там повязку на рукав, выходили, снимали повязку и шли в кино, пока не окончится их повинность. А этот дежурил всегда честно, ловил по паркам жуликов и хулиганов, применяя свои навыки самбиста. Как-то раз сильно промок и продрог, и, проходя мимо храма, вспомнил, что там обычно тепло, и зашёл погреться.
ИЩУЩИЙ: И нахлынули воспоминания?
СВЯЩЕННИК: Вряд ли. Как он сам рассказывал: «Цель была только погреться. Я прислонился к колонне и стоял, и вдруг мне стало так хорошо! …но я взял себя в руки: что я, не Юрий Поспелов? — и тотчас всё исчезло…»
ИЩУЩИЙ: Вы же сказали, что достаточно искренности и честности…
СВЯЩЕННИК: Ну, во-первых, это свидетельство от противного. Куда меньшей была бы его цена, если бы такое поведал человек верующий. А, во-вторых, пожалуй, как раз тут честности-то и не хватило: человек сам себе не смог признаться, что его посетил Господь, но при этом передал вполне достоверный духовный опыт, который его явно зацепил, и, в-третьих, как раз духовного рассуждения тут вообще не было…
ИЩУЩИЙ: Проявилось: априори не верю?
СВЯЩЕННИК: Именно. В отличие от евангельского: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24). И тогда настигает благодать Божия. Причём многочисленный и многообразный опыт свидетельствует: те, кто делают первые шаги в Церкви, в этой благодати попросту купаются. Она даже имеет особое название: призывающая благодать — настолько она универсальна, что вошла в хрестоматию духовной жизни.
ИЩУЩИЙ: А потом?
СВЯЩЕННИК: Потом Господь как бы оставляет человека, поручая ему самому искать ответы на многие вопросы, которые Достоевский назвал проклятыми.
ИЩУЩИЙ: Зачем?
СВЯЩЕННИК: Чтобы через «горнило сомнений осанна прошла». Чтобы человек окунулся в иную реальность, чтобы искренне и несокрушимо веровал, что вне зависимости от того плох или хорош священник, в Церкви действует Сам Бог. Верил, что, молясь на Литургии, он присутствует на Тайной Вечери в тесной Сионской Горнице, вмещающей всю Церковь и всех тех, которые когда бы то ни было подходили к чаше…
ИЩУЩИЙ: …всех, всех, кто когда бы то ни было подходили к чаше…
СВЯЩЕННИК: Литургия — одна! В этой чаше, в кусочке хлеба и капельке вина присутствует вся полнота Божества Спасителя мира, принесшего Себя в жертву. И эта бескровная Жертва превыше всех тельцов и ягнят, закланных на всех жертвенниках с начала существования человека…
ИЩУЩИЙ: Бескровная Жертва?
СВЯЩЕННИК: Наверное, на сегодня хватит?
ИЩУЩИЙ: Пожалуй, действительно лучше всё осмыслить…
СВЯЩЕННИК: Тогда попрошу тебя прочесть одну маленькую книжку…
ИЩУЩИЙ: Какую?
СВЯЩЕННИК: Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. В Интернете найти без проблем.
ИЩУЩИЙ: Хорошо!
[1] К.С.Льюис. Боль. 8 Ад.
[2] Мандельштам Осип «Вот дароносица, как солнце золотое...». 1915 г.
[3] Во утрий же день, иже есть по пятце, собрашася архиерее и фарисее к Пилату, глаголюще: господи, помянухом, яко льстец Он рече, еще сый жив: по триех днех восстану (Мф.27:62 — 63)
[4] Тимур Кибиров "Греко- и римско-кафолические песенки и потешки". Стихи, журнал "Знамя" №1, 2009.
[5] Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Ин.20:4 — 9).
[6] Чин выноса плащаницы совершается в Церкви в Великую пятницу на вечерни. Затем совершается чин погребения и плащаница стоит в храме для поклонения верующих в течение Великой Субботы.
[7] После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин.10:38 — 39).
[8] Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк.14:51 — 52).
[9] Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. (Ин.13:26 — 27).
[10] А.С.Грибоедов. «Горе от ума», Действие третье, явление 21.
Назад