ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Диалектика жертвоприношений

СВЯЩЕННИК: Рад вновь встретиться с тобой, значит, твоё рвение до сих пор не пропало!

ИЩУЩИЙ: Заинтриговали, батюшка!

СВЯЩЕННИК: О, да, ты потихонечку осваиваешь православную терминологию — батюшкой меня величаешь!

ИЩУЩИЙ: Да, поспрошал тут у прихожан, — просветили.

СВЯЩЕННИК: Смотри, не переусердствуй, а то станешь шибко православным, а таковых православнутыми называют. На чём мы остановились?

ИЩУЩИЙ: На том, что Литургия — одна, и на ней приносится бескровная жертва.

СВЯЩЕННИК: Совершившись единожды в Сионской горнице, она пронизывает всё пространство бытия.

ИЩУЩИЙ: И даёт возможность каждому верующему приобщиться Святых Христовых Таин.

СВЯЩЕННИК: Да. Тогда, наверное, тебе не сложно будет понять, что мы незаметно опять вернулись к Аврааму…

ИЩУЩИЙ: Не понял?

СВЯЩЕННИК: Диалектика жертвоприношений. Сначала Авелева жертва, затем жертвоприношение тельцов и ягнят, выросшее, как мы сказали, в соцсоревнование по ублажению божества с помощью человеческих и, тем паче, детских приношений, отвергнутых Авраамом на корню. Но и вера Авраама, унаследованная Израилем, претерпела изрядные метаморфозы. Ко времени пришествия Христа в мир в Иерусалимском храме приносили такие жертвы, что дух захватывает. Первосвященник, обильно кропящий всех, — нет, не святой водой, как в наше время, что порою вызывает возмущение редко появляющихся в храме людей, а жертвенной кровью животных так, что мало не покажется. Сам первосвященник ходил, как утверждает отец Павел Флоренский[1], по щиколотку в крови, а в храме и по всему Иерусалиму распространялся шашлычный запах и удушливый чад от всесожжения!

ИЩУЩИЙ: Впечатляет!

СВЯЩЕННИК: И при этом следует отметить, что Священное Писание, нельзя сказать, чтобы шибко приветствовало такие проявления религиозности: Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер.6:20).

ИЩУЩИЙ: Для чего же тогда их приносили?

СВЯЩЕННИК: Ну, во-первых, настоящая вера обычно переливается через край, а, во-вторых, существуют непосредственные установления о жертвоприношениях в книгах Левит и Второзаконие, принятые пророком Моисеем на Синае, то есть вполне освящённые традицией Авраама и Моисея, а, значит, и Самого Господа Бога, и восходят, как мы сказали, аж к Авелю — кровь есть основа жизни, и тут сама жизнь отдаётся Богу. И, как мы уже говорили, апостол Павел очень хорошо понимает это: без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22)…

ИЩУЩИЙ: А в Христианстве?

СВЯЩЕННИК: Кровь Иисуса Христа на Голгофе омывает главу Адама и смывает грех с человека, а евхаристическое вино в чаше таинственно становится той же кровью Агнца, то есть Ягнёнка, закланного от сложения мира, Самого Христа.

ИЩУЩИЙ: Глава Адама — это тот череп, который помещается под крестом?

СВЯЩЕННИК: Да. Но дело именно в том, что вся эта манифестация жертвоприношений, доведённая в Иерусалимском храме до грандиозных размеров, вдруг внезапно резко обрывается и преобразуется в небольшой кусочек хлеба и чашу вина[2]

ИЩУЩИЙ: И это Вы называете диалектикой жертвоприношений Авраама?

СВЯЩЕННИК: Да. Ему через Мелхиседека уже было указано на это: и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего (Быт14:18). Но именно Авраам первым встал на войну с чрезмерной жестокостью жертвоприношений, исключив жертвы человеческие и тем более детские. А жертва бескровная есть естественное движение духа человеческого к Богу, ибо подлинная Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19).

ИЩУЩИЙ: И об этом знал Ветхий Завет?

СВЯЩЕННИК: Скорее предчувствовал. Недаром же я процитировал 50-й псалом. Весь Ветхий Завет к этому вёл.

ИЩУЩИЙ: Но он же, этот народ, не принял Христа. Он Его и распял…

СВЯЩЕННИК: Пожалуй, правильным ответом на вопрос, кто распял Христа, я бы всё-таки считал: «Я!» За мои грехи Он погружается в Иордан, и за мои грехи Он пригвождается ко кресту. И Иуда, и Каиафа, и Пилат действуют в русле Божия Промысла. Я их не оправдываю, но и с себя не имею права снимать ответственность …

ИЩУЩИЙ: Но почему всё-таки они Его не приняли?

Даниил и Исайя

СВЯЩЕННИК: Не поверили. Хотя были предупреждены.

ИЩУЩИЙ: Кем?

СВЯЩЕННИК: Пророками. Мы уже говорили с тобой о седминах пророка Даниила? Но там есть ещё немаловажные детали, которые позволяют глубже взглянуть на пророчество и даже попытаться точнее определить сроки и вехи его исполнения.

ИЩУЩИЙ: Почему же они не были сразу определены?

СВЯЩЕННИК: Это нам сейчас легко, когда знаем, как всё произошло. Даже ученики Христовы, апостолы, только после сошествия на них Святаго Духа в День Пятидесятницы обрели дар разуметь Священное Писание. Но Даниил даёт ключ к пониманию.

ИЩУЩИЙ: Он неприметен?

СВЯЩЕННИК: Тогда был неприметен.

ИЩУЩИЙ: И каков этот ключ?

СВЯЩЕННИК: Скорее всего, точкой отсчёта седмин является время появления в Иерусалиме священника и пророка Ездры, хотя, справедливости ради, стоит сказать, что и сейчас мы не можем расставить все точки над i.

ИЩУЩИЙ: А что это за время?

СВЯЩЕННИК: Лет за семьдесят до видения, о котором говорит пророк Даниил, евреи были покорены царём Навуходоносором и переселены из Иудеи в Вавилон. Храм и Иерусалим были разрушены до основания, и это очень болезненно переживалось иудеями. Рождались скорбные песнопения, одно из которых очень хорошо известно: 136 псалом, «На реках Вавилонских».

ИЩУЩИЙ: А, Boney M!?

СВЯЩЕННИК: Ну, вряд ли сей ремейк передаёт хотя бы какую-то часть подлинных переживаний переселенцев. А то, что поётся в храмах в преддверии Великого поста, думаю, куда в большей степени соответствует действительности.

ИЩУЩИЙ: Не слыхал.

СВЯЩЕННИК: Не мудрено: в церковь же ты не хаживаешь. Вавилонская держава, в конце концов, тоже сама была покорена персами, и евреям было разрешено возвратиться на Родину. Процесс переселения и осваивания разрушенной территории был долгим, но в Вавилоне осталось очень немало книжников, которые работали над редакцией и канонизацией Священного Писания, в результате чего родилась Тора, или Пятикнижие Моисея.

ИЩУЩИЙ: А что, разве до этого Священного Писания у евреев не было?

СВЯЩЕННИК: Оно существовало, скорее, в изустной форме и фрагментарно. А тут была проведена огромная работа в «кабинетной» тишине, которая была невозможна до плена.

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Потому что в допленную эпоху страну раздирали языческие соблазны, в которые вводили народ, прежде всего и чаще всего, царственные особы. Этому пытались противостоять пророки, но их в основном гнали, и народ оставался неприкаянным. Книжным людям тоже было непросто, и обычно они совершали свою работу в подполье, как во времена Манасии.

ИЩУЩИЙ: А в Вавилоне всё оказалось проще?

СВЯЩЕННИК: Во-первых, все переселены были в своём звании и навыках — так удобнее использовать рабочую силу и поддерживать порядок. Ремесленники остались ремесленниками, воины — воинами, священники — священниками и так далее. А, во-вторых, язычники всегда отличаются не столько веротерпимостью, сколько религиозным безразличием, и им абсолютно всё равно, как веруют их подданные, лишь бы были законопослушными.

ИЩУЩИЙ: То есть Вавилонский плен пошёл евреям на пользу?

СВЯЩЕННИК: А разве Божий Промысл предусматривает что-либо иное? Ездра принёс окончательную редакцию Пятикнижия Моисея, и этот текст читался всенародно. Кроме того этот священник провозгласил: делайте ограду Закону, тем самым создав новые основы бытия иудейской общины. С одной стороны, это сохранило её уникальность и дало возможность существования внутри языческого мира, не растворяясь в нём, а с другой породило законнический каркас, который в конечном итоге не принял Иисуса Христа.

ИЩУЩИЙ: И что же в этом хорошего?

СВЯЩЕННИК: Главное, что это позволило выжить и сохранить уникальность иудейского мира, в котором и явился Спаситель. А о сроках Его появления в мире предвозвестил пророк Даниил: и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена (Дан.9:25). Но там есть ещё и пророчество не только о пришествие в мир Мессии, но и о его страданиях: И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет (Дан.9:25 — 26).

ИЩУЩИЙ: Что значит: предан будет смерти Христос, и не будет?

СВЯЩЕННИК: По-моему, это предельно чёткое указание на Воскресение Христово, разве не так?

ИЩУЩИЙ: Наверное, по-другому понять не получается.

СВЯЩЕННИК: Многие пытались просчитать эти сроки, но хронологию восстановить очень сложно. Там ещё есть конкретизация: семь седмин и шестьдесят две седмины, и половина седмины. Можно говорить и о 26-м годе нашей эры, начале проповеди Иоанна Предтечи, начавшем своё служение за полгода или год до Христа, и о 30-м годе, дате распятия и Воскресения Христова, и о 60-х годах, когда забрезжила Иудейская война, закончившаяся разрушением Иерусалима Титом Флавием.

ИЩУЩИЙ: Похоже на Пьера Безухова, который пытался высчитать число зверя.

СВЯЩЕННИК: Не без этого. Но, когда это сказано лет за пятьсот до происшедших событий, а мы должны это расшифровывать спустя две тысячи лет, то всё равно дивишься точности попаданий.

ИЩУЩИЙ: Наверное, Вы правы.

СВЯЩЕННИК: Поэтому важнее уяснить те смысловые указания, которые в конечном итоге прочитываются явственно и подводят итог исчислению. Они вполне соответствуют современной хронологии: а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан.9:25 —27).

ИЩУЩИЙ: Насколько я понял, так всё и произошло?

СВЯЩЕННИК: И народ был отпущен из Вавилонского плена, и трудные времена восстановления были, и Христос страдал и воскрес, и город был разрушен, и храм, который не восстановлен до сих пор, и мерзость запустения на святом месте. А тебя не поражает вера пророка?

ИЩУЩИЙ: Что Вы имеете в виду?

СВЯЩЕННИК: Понимаешь, человек живёт на чужбине. Молится Богу. Просит Его об избавлении от всех тягот плена. Жаждет пришествия в мир Мессии. И в конечном итоге произносит пророчество, исполнения которого при своей жизни не увидит ни он сам, ни его дети, ни его внуки и правнуки, разве что только через дюжину поколений…

ИЩУЩИЙ: Наверное, такая вера возможна только тогда, когда на самом деле живёшь Богом и к Нему стремишься.

СВЯЩЕННИК: Современный Израиль знает об этом пророчестве, не может не знать, что оно связано с распятием Иисуса из Назарета, пророка Даниила чтит, равно, как и пророка Исайю, но не верит.

ИЩУЩИЙ: А что там у пророка Исайи?

СВЯЩЕННИК: Он жил за 200 — 250 лет до Даниила, и фрагмент 53 главы его книги, который читается при приготовлении Святых Даров священником, настолько точно передаёт грядущие страдания Спасителя, что у меня каждый раз идут мурашки по коже, когда я совершаю проскомидию. ИЩУЩИЙ: А что такое проскомидия?

СВЯЩЕННИК: Это и есть приготовление Агнца из просфоры, и вина, которые будут освящены как Святые Дары для причастия. И читается такой удивительный текст, что тут , по-моему и объяснять ничего не надо.

ИЩУЩИЙ: Прочтёте?

СВЯЩЕННИК: Надо бы было прочесть всю главу, которую, как мне кажется стоило бы каждому православному человеку выучить наизусть, но ограничусь небольшим фрагментом: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:7 — 9).

ИЩУЩИЙ: И всё же грустно, что они Его так и не приняли… Так долго ждали…

СВЯЩЕННИК: Им было слишком тяжело Его принять.

ИЩУЩИЙ: Вы их жалеете?

СВЯЩЕННИК: Скорее, констатирую факт. Представляешь себе: народ около полутора тысяч лет живёт в стране, которую все, кому ни лень унижают, как им хочется. При этом народ этой страны очень хорошо понимает, что он уникален, что только он во всей вселенной правильно исповедует Господа Бога, что он Этим Самым Господом Богом избран для особой миссии в мире, что несмотря на все свои ошибки и отпадения от Господа Бога только он один и сохраняет истинную приверженность к Нему, и ждёт пришествия Его Посланника в мир именно через себя, через лоно Авраама, через лоно Давида. И что евреи ожидают от этого пришествия?

ИЩУЩИЙ: Что получат соответствующую награду и дивиденды…

СВЯЩЕННИК: И приходит Иисус из Назарета, что само по себе для избранного народа сомнительно, ибо рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин.7:52) — это пойди ещё пойми и поверь, что родился Спаситель там, где положено, только, благодаря указу Октавиана Августа…

ИЩУЩИЙ: …что за указ?

СВЯЩЕННИК: Указ о переписи населения, в связи с чем Иосиф и Мария чудом оказались в Вифлееме Иудейском, в граде Давида…

ИЩУЩИЙ: …почему чудом?

СВЯЩЕННИК: Иосифу Обручнику пришлось идти для этого в город своих предков, царей из рода Давида, иначе он ко времени родов своей Жены так и остался бы в Назарете.

ИЩУЩИЙ: Значит, Октавиан об этом позаботился?

СВЯЩЕННИК: Божий Промысл. Когда Господь выходит на проповедь, к Нему начинает стекаться множество народа, ибо существует масса свидетелей, что творит Он непостижимые чудеса, последним из которых является воскрешение уже смердящего Лазаря. Это отбрасывает все гнездящиеся сомнения у абсолютного большинства людей. Его готовы посадить на трон Давида с одной простой целью: чтобы Он возглавил восстание против Рима, ибо он подлинный Мессия (Машиах) Божий.

ИЩУЩИЙ: А разве они готовы были посадить Его на трон Давида?

СВЯЩЕННИК: Да. На Вербное Воскресение, на Вход Господень в Иерусалим. А так как Он — Христос (Мессия), Он же — посланник Божий. Сейчас возьмёт шашку в руки и всех положит к стопам Израиля, и все римляне, как во времена Иисуса Навина хананеи, разлетятся, словно щепки. Если я и утрирую, то совсем чуть-чуть: приблизительно так Его и ждало подавляющее большинство израильтян. И они вышли Его встречать с пальмовыми ветвями в руках и с криками: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф.21:9). Кстати, крик «осанна!» означает то, что Он опознан и признан как Царь Иудейский всем встречавшим Его народом.

ИЩУЩИЙ: А как они должны были Его ждать?

СВЯЩЕННИК: Это было принципиально верное признание Спасителя, как Царя. Но при этом им следовало хотя бы прислушаться к Его словам и к словам пророков: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36; см.: Ин.8:23; Ин.15:19; Лк.9:54—56; Лк.17:20—21; Ис.11:1—9; Ис.42:1—4). Увы, все эти слова и пророчества не воспринимались иудеями, как магистральные. Они слышали только то, что Царство Мессии несокрушимо. Но, главное, что встреча как Царя состоялась!

ИЩУЩИЙ: Но Царь-то — страдающий!?

СВЯЩЕННИК: Были и другие пророчества.

ИЩУЩИЙ: Какие

СВЯЩЕННИК: Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века (Ис.9:6 — 7). Тот же Исайя…

ИЩУЩИЙ: Понятно…

СВЯЩЕННИК: То, что Его Царство не от мира сего, судя по всему, в их сознании не отпечатлелось.

ИЩУЩИЙ: А за неделю разобрались, что к чему?

СВЯЩЕННИК: Разобрались. Не подошёл. И всё своё негодование обрушили на Него. Но тут есть ещё один немаловажный момент.

ИЩУЩИЙ: Какой?

Обручник

СВЯЩЕННИК: Они же ждали Сына Давидова, то есть потомка Давида. А какое отношение Христос имеет к Давиду?

ИЩУЩИЙ: Иосиф Обручник был из колена Давида…

СВЯЩЕННИК: А какое отношение Христос имеет к Иосифу?

ИЩУЩИЙ: Действительно, там же нет никакого кровного родства…

СВЯЩЕННИК: Я вспоминаю давний разговор с одним уважаемым и известным священником. Он привёл слова Евангелия от Матфея: говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф.3:9). И он дерзнул усомниться в евангельском слове: «Людей из камней Бог создать может, а, вот, детей Аврааму — нет!»

ИЩУЩИЙ: Но похоже, что он прав? Семени Авраамова там не будет.

СВЯЩЕННИК: И даже Адамова. Глубоко копаешь. Казалось бы, да. Но слово Божие непреложно, и я попробую это доказать…

ИЩУЩИЙ: Интересно!

СВЯЩЕННИК: По-моему, мы очень мало почитаем праведного Иосифа. Мы хорошо помним Иоакима и Анну, родителей Матери Божией, Захарию и Елисавету, родителей Иоанна предтечи, Симеона Богоприимца. А вот Иосифа упоминаем вскользь, однако, это очень значительная личность.

ИЩУЩИЙ: И в чём его значимость?

СВЯЩЕННИК: Попробуй поразмышлять: родители Матери Божией дают обет посвятить Свою Дочь Богу. Собирается Синедрион и, несмотря на всю кажущуюся невозможность подобного волеизъявления родителей, удовлетворяет его…

ИЩУЩИЙ:: А в чём невозможность?

СВЯЩЕННИК: Всякая еврейская женщина должна иметь возможность родить, чтобы не исключилось пришествие в мир Мессии — неизвестно же от кого Он должен родиться. Потому у евреев существовал закон левирата, когда брат обязан был брать себе в жёны вдову своего умершего брата, если та оставалась неплодной, и родившийся сын становился сыном усопшего. Отсюда и расхождения в родословных: одна линия от усопшего, другая от фактического родителя. Это так и называлось: восстановить семя брату своему. И в еврейском сознании это вполне умещалось.

ИЩУЩИЙ: Интересная казуистика.

СВЯЩЕННИК: А тут несовместимое: женщина потенциально должна родить, а её приносят в дар Богу. Этот дар нельзя не принять, но это исключает Её замужество. И тогда первосвященник Захария вводит Её во Святая Святых Господнего храма, и Приснодева проводит в этом храме всё своё детство. А потом Её вручают на сохранение праведному и очень пожилому человеку, который никак не может на Неё посягнуть.

ИЩУЩИЙ: И в чём же тут его заслуга?

СВЯЩЕННИК: Вот ты — мужчина. Скажи, например, ты уезжаешь в командировку на полгода, возвращаешься, а жена твоя на четвёртом месяце беременности, что ты должен подумать?

ИЩУЩИЙ: Что я «рогоносец»…

СВЯЩЕННИК: Иосиф не прикасался к Мариам, но в конечном итоге обратил внимание на то, что Она несёт во чреве…

ИЩУЩИЙ: Не позавидуешь…

СВЯЩЕННИК: Первым побуждением его было тайно отпустить Ту, с Которой он был обручён (см.:1:19). Но тогда бы Её, по закону Моисея, побили камнями.

ИЩУЩИЙ: Ну ему же ангел во сне явился…

СВЯЩЕННИК: Тебе часто во сне ангелы являются?

ИЩУЩИЙ: Что-то не припомню…

СВЯЩЕННИК: И я не припомню. И вообще я снов, практически, не помню. Да и мало ли что во сне привидится…

ИЩУЩИЙ: А Иосиф отозвался…

СВЯЩЕННИК: В любом случае тут совершилась глубинная внутренняя работа, закончившаяся полной победой милосердия и торжества Божией Правды, то самое духовное рассуждение: нельзя отпускать, побьют! На иконах Рождества Христова в левом нижнем углу изображают беса в человеческом облике, который науськивает Иосифа не верить в праведность Приснодевы, но он не принимает искушения…

ИЩУЩИЙ: И тем самым спасает ей жизнь…

СВЯЩЕННИК: И не только ей, но и Богомладенцу. Но он ещё и усыновляет Христа, даруя ему имя своего рода: Сын Давидов!

ИЩУЩИЙ: Но есть мнение, что Сама Матерь Божия принадлежала к роду царя Давида?

СВЯЩЕННИК: Скорее, Она была из колена Левия. Ведь её двоюродная сестра Елисавета была женой первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, ибо клановость в браках была предпочтительной. И то, что во Христе сходятся две линии, царская и священническая, только еще раз выявляет пророческий дух Священного Писания: ты иерей во век по чину мелхиседекову (Пс.109:4).

ИЩУЩИЙ: То есть, Христос — и царь, и священник?

СВЯЩЕННИК: Да. Но, если даже предположение о причастности Девы Марии к царскому роду верно, то всё равно наследование в Ветхом Завете идёт по отцовской линии, а не по материнской: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его (Мф.1:2).

ИЩУЩИЙ: Но в современном иудаизме как раз наоборот — по женской.

СВЯЩЕННИК: По-моему, это измена исконному положению Закона Божия. Более того, тут есть некое подспудное недоверие к женщине. Сам посуди, когда Эразм Роттердамский рассуждает в своей «Похвале Глупости»: «Но если он [муж], имея супругу, которую делит с весьма многими, в счастливом неведении клянется, что она вернее Пенелопы, и весьма тому радуется, — его никто не назовет безумцем, ибо подобного рода мужей можно видеть повсюду», — то это вполне резонно воспринимается, как сарказм.

ИЩУЩИЙ: Резонно.

СВЯЩЕННИК: Но, когда мужчины современного Израиля, принимают, что национальность передаётся по материнской линии, то тем самым они констатируют, что им неизвестно, от кого их жёны нагуляли им чадо, а все женщины им вторят: разумеется, единственным достоверным родителем является мать! И, когда это принято на уровне Основного Закона современного государства, то мне становится не по себе.

ИЩУЩИЙ: Но прагматически-то тут всё верно…

СВЯЩЕННИК: А мистически? Пойми, само государство Древнего Израиля было основано, как удел Божий! И повели свой народ по Земле Авраам, Исаак, Иаков, Иуда и братья его. А, начиная со второго века нашей эры, по сути своей, утверждается, что они тут ни при чём.

ИЩУЩИЙ: А до этого было по отцовской линии?

СВЯЩЕННИК: Я же привёл цитату из евангелиста Матфея, которое, кстати, изначально было записано на арамейском языке, то есть апеллировало к христианам из евреев. В первом веке было именно так. Конечно, можно указать на Ездру, который запретил браки евреев с самарянками. Но, во-первых, это было обусловлено тяжёлой ситуацией после возвращения из Вавилонского плена, а, во-вторых, моавитянка Руфь, являлась прабабкой царя Давида, и это не помешало процвести роду, возглавившему весь еврейский народ. Да и жена пророка Божия Моисея была египтянкой.

ИЩУЩИЙ: Вы это к чему?

СВЯЩЕННИК: К тому, что дух Ветхого Завета отличается от духа талмудизма. Больше всего меня возмущает это обиходное выражение: «единственным достоверным родителем является мать». Я его слышал неоднократно, и именно оно ставит под сомнение целомудрие и верность всех еврейских женщин. Я как раз за них заступаюсь!

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что родословная по отцу как раз и утверждает отсутствие дурных помыслов?

СВЯЩЕННИК: Разумеется. Мы же сейчас живём в страшное время, когда верность и целомудрие не стоят практически ничего. Я не знаю, правда это или нет, но есть сведения, что немецкие врачи проводили обследования на оккупированной территории нашей страны и пришли к выводу, что 95% незамужних женщин — девицы. Свой доклад фюреру они снабдили припиской: «Этот народ непобедим!»

ИЩУЩИЙ: И Вы верите, что так оно и было?

СВЯЩЕННИК: Да, верю. Наш народ оказался непобедим. Слишком всё изменилось, особенно, начиная с первого Московского Фестиваля 1957 года, а усугубилось в Перестройку. Всё дозволено! Боюсь, что брюзжу…

ИЩУЩИЙ: Тема-то больная…

СВЯЩЕННИК: …и выздоровления не очень-то предвидится. И если мы не будем говорить об этом с нашими детьми, не будем взращивать целомудрие в их сердцах, хотя бы с робкой надеждой, что ростки пробьются в поколениях, то мир так и будет отдаляться от Христа.

ИЩУЩИЙ: Вы эту задачу ставите уже передо мной?

СВЯЩЕННИК: Естественно, ибо, как раз Православие с его исповеданием Приснодевы, столь трепетно относится к чистоте женщины и так этой чистоте доверяет, что именно на нём и основывает всё спасение мира Богом, ибо Бог не возгнушался Девического чрева[3]. И виновником этого прославления является праведный Иосиф. Я так представляю себе картинку: перепись населения, очередь к писцам, к которым подходит престарелый человек, держащий в своих руках спеленатого Младенца, и записывает в хартии Октавиана как своё имя, так и имя Спасителя мира:

                                                                   ОБРУЧНИК

                                                                             Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря

                                                                             Августа написати всю вселенную (Лк.2:1)[4].

                                                 — Имя?

                                                 — Спаситель из города Отрасль[5].

                                                 — Место рождения?

                                                 — Город Дом Хлеба[6].

                                                 Матерь — Мария, а я? Я — Иосиф…

                                                 Мы ночевали в пещере… у хлева…

                                                 Мир бесприютен со времени оно

                                                 В ажиотаже имперских амбиций —

                                                 Лишь пастухи и волхвы Вавилона

                                                 К яслям вертепа пришли поклониться…

                                                 Надо же? вздумалось Октавиану

                                                 Подданных всех по Вселенной исчислить?

                                                 Писари Рима строчат непрестанно —

                                                 Вот, и Твоя, Сын, отмечена Личность…

                                                 Вписана в хартию бренного века

                                                 Там, где отпала Земли пуповина[7],

                                                 Соединявшая пращура крепко

                                                 С красным ошмётком живительной глины…

                                                 Вот, и пришлось, как законопослушным,

                                                 Нам с Мариам до Давидова града

                                                 Путь, несмотря на промозглую стужу,

                                                 Выдюжить скромной ослиною тягой.

                                                 Светлую миссию, благо, что стар я,

                                                 Тихо исполнил в служении отчем:

                                                 Благоговея над чистым кристаллом

                                                 В девстве Жену сохранил Непорочной.

                                                 Душу свою уберёг от разброда,

                                                 Вырвав сомненья гнилые из сердца:

                                                 Усыновляю! — и к Царскому роду

                                                 Твёрдой рукой причисляю Младенца.

ИЩУЩИЙ: И тем самым исполняется пророчество о Сыне Давида…

СВЯЩЕННИК: Но ведь это же подвиг Иосифа! И этот подвиг говорит о том, что усыновление может оказаться даже больше и значимее рождения!

ИЩУЩИЙ: В каком смысле?

Изя Шниперсон

СВЯЩЕННИК: А в том, что мы в своём крещении усыновляемся Христу. Там даже слова такие есть: «сыноположения дарование», то есть нам даровано усыновление Христу. Естественно, мы все в абсолютном большинстве своём, не генетические евреи, а русские. А по слову апостола Павла, некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины (Рим.11:17).

ИЩУЩИЙ: То есть, дикая маслина — это мы, язычники, ставшие христианами?

СВЯЩЕННИК: Да, и апостол предлагает нам не превозноситься, а помнить, что не ты корень держишь, но корень тебя (Рим.11:18).

ИЩУЩИЙ: А корень — это дом Авраама?

СВЯЩЕННИК: Да. Христос, чей Сын?

ИЩУЩИЙ: Давидов.

СВЯЩЕННИК: А Давид?

ИЩУЩИЙ: Авраамов. Это что, получается, что мы все — евреи? Это как в известном фильме: «Мама, скажи мне, как русский человек русскому человеку… — Что? — На самом деле я — Изя Шниперсон?»

СВЯЩЕННИК: (Смеётся) Приблизительно так.

ИЩУЩИЙ: Издеваетесь?

СВЯЩЕННИК: Как говорит Игорь Губерман:

                                                 Везде одинаков Господень посев,

                                                 и врут нам о разнице наций;

                                                 все люди — евреи, и просто не все

                                                 нашли пока смелость признаться[8].

ИЩУЩИЙ: Вы нашли?

СВЯЩЕННИК: Я русский до мозга костей. Вспоминаю раннее детство — мне года четыре, и мы с братом, ожидая, пока мама в вестибюле «Курской» кольцевой разменяет пятаки, рассматриваем огромные мечи на колонах, и я интересуюсь, смог бы такой меч поднять Илья Муромец, и брат снисходительно утверждает, что нет, только Святогор. Но от сознания своего единства с этим потоком, который истёк от Авраама, мне, безусловно, тепло! И я с радостью готов ощутить себя привитым к корню этой доброй маслины.

ИЩУЩИЙ: Тогда, наверное, и я соглашусь

СВЯЩЕННИК: Но прежде всего — это духовное родство. Генетика — генетикой, и тут, понятно, что мы не несём генов Авраама, но восприняли его дух. И он — гораздо важнее. Однажды мне довелось присутствовать на встрече, где появился в компании нескольких барышень поэт Дмитрий Щедровицкий. Человек своеобразный: и христианином толком не стал, и талмудисты его чураются. Я как-то просматривал его книги о Ветхом Завете и даже почерпнул кое-что любопытное…

ИЩУЩИЙ: Например?

СВЯЩЕННИК: То, что Ковчег Завета является прообразом Гроба Господня — во всяком случае, больше ни у кого я этого не встречал. Но я никак не мог понять, что мешает Щедровицкому стать христианином, пока не наткнулся на его утверждение, что священниками могут быть только евреи. Я, естественно отнёс сие к разряду фанаберии, и на этой встрече высказал это его почитательницам, на что услышал их искреннее: «А как же иначе?»

ИЩУЩИЙ: А разве это не фанаберия?

СВЯЩЕННИК: Фанаберия, конечно, но меня всегда озадачивает искренность.

ИЩУЩИЙ: И что?

СВЯЩЕННИК: В каждой шутке, знамо дело, только доля шутки. По крайней мере, если все мы дети и Христу, и Аврааму, то это очень хорошо объясняет все апелляции богослужения, как к Иерусалиму, так и ко всему Израилю[9]. Правда, тут получается одна хитрая штука: некрещеные-то евреи не усыновлены Христу, а, значит, детьми Авраама быть теперь не могут, будь они, хоть хасидами, хоть кем…

ИЩУЩИЙ: Несмотря на всю свою генетику? Так жёстко?

СВЯЩЕННИК: А ты вспомни ручеёк, постепенно перетекающий, сначала в рукав, а затем в поток: «едину святую соборную и апостольскую Церковь», которой дороги все её истоки.

ИЩУЩИЙ: Кажется, надолго запомнил, может быть, даже навсегда…

СВЯЩЕННИК: Это ж мы с тобой прослеживали движение Церкви в мире от начала её зарождения со времён Адама до Авраама, через становление Ветхозаветной Церкви и через то достаточно тонкое устье, именовавшееся у пророков «остатком Израиля», которое и дало начало Церкви Новозаветной, истекшей тоже довольно тонким ручейком…

ИЩУЩИЙ: Тоже тонким?

СВЯЩЕННИК: Конечно. Богу не требуется количество. У Него математика такова, что даже один угодник Божий превыше всего сонма беззакония, ибо пока жив хотя бы один праведник, земля будет стоять. Так и у нас в душе, пока есть ощущение святыни, жажда святыни, мы, грешные, живы!

ИЩУЩИЙ: И что же представлял из себя этот тонкий ручеёк?

СВЯЩЕННИК: Ну, одиннадцать не очень грамотных рыбаков, ну, ещё, положим, несколько десятков человек, которые более или менее постоянно слушали Спасителя, и которых Он посылал на проповедь, названные семьюдесятью апостолами. К ним еще присоединились Иосиф, Никодим и Гамалеил со своим сыном Авивом — меньше сотни. И все они — евреи, давшие начало Церкви. Причём, практически все разбежались сразу после Гефсиманской ночи, и их пришлось повторно собирать в течение сорока дней до Вознесения Господня. А окрепли они на Пятидесятый день, когда на апостолов излилась благодать Пресвятого Духа.

ИЩУЩИЙ: А женщины?

СВЯЩЕННИК: Кто-кто, а женщины не разбежались… Но даже, если их было в два раза больше, чем мужчин, то мы придём к не очень внушительной цифре человек в триста. В Ветхозаветной Церкви при Исходе было больше народа.

ИЩУЩИЙ: И это на весь мир…

СВЯЩЕННИК: На весь мир… Ко всему прочему менталитет в те времена был иным. Ты не видел никогда, как реагируют наши приезжие гастарбайтеры на замечания, если им их делают женщины?

ИЩУЩИЙ: Ну, да, — кровное оскорбление…

СВЯЩЕННИК: Равноапостольные Мария Магдалина и Фекла были известными проповедницами, но, всё же, это было исключение.

ИЩУЩИЙ: То есть, не такое уж и большое количество людей вышло на евангельскую проповедь?

СВЯЩЕННИК: По сути своей, всё просвещение легло на апостольские плечи. Правда, этому очень способствовало устроение тогдашнего еврейского мира.

ИЩУЩИЙ: А в чём тут фишка? Как Вы говорили, «половина Московской области» в жёстком подчинении у римлян…

Значение диаспоры

СВЯЩЕННИК Была ещё диаспора. Господь всё-таки не так просто заставлял страдать Свой избранный народ. Если вспомнить историю, то эта самая «половина Московской области» находилась на очень важном земельном участке, через который проходили торговые пути из Месопотамии в Египет, из Египта в Европу, и контролировать этот участок, как таможню, было всегда очень важно и заманчиво. Поэтому эта земля время от времени попадала в кабалу то Шумера и Аккада, то Египта, то Ассирии, то Вавилона, то Персии, то Греции, а закончилось всё Римом.

ИЩУЩИЙ: Нет. Америкой…

СВЯЩЕННИК: Ну, во-первых, не уверен, что последнее — это кабала, а, во-вторых, сейчас этот таможенный путь такого значения не имеет, но шутка твоя вполне удалась — ты снова в теме!

ИЩУЩИЙ: Спасибо. И что дальше?

СВЯЩЕННИК: А дело в том, что все эти державы не просто завоёвывали эту территорию, но ещё так или иначе заставляли туземцев менять место жительства. Таким образом сформировалась еврейская диаспора.

ИЩУЩИЙ: И к чему это привело?

СВЯЩЕННИК: К тому, что вся Римская империя в каждом мало-мальски значимом городке имела еврейское поселение с синагогой, и эти синагоги, как, наверное, и в наши дни, имели хорошо разработанную связь как между собой, так и с Иерусалимом.

ИЩУЩИЙ: Государство в государстве?

СВЯЩЕННИК: Не совсем. Конечно, эти синагоги имели влияние на политические и гражданские проблемы в обществе, но прежде всего это создавало потрясающее единство всех евреев в религиозном плане.

ИЩУЩИЙ: И какое это имеет значение?

СВЯЩЕННИК: Я думаю, что это вполне сравнимо на тот момент истории с сетью Интернет. Оповещение было отлажено. Централизация — на высшем уровне. И, главное, — всё в русле Божия Промысла!

ИЩУЩИЙ: Поясните…

СВЯЩЕННИК: Распространение Благой вести, апостольская проповедь, в дальнейшем пошло по синагогальному принципу: приходили к своим и свидетельствовали о пришествии в мир и Воскресении Мессии! А затем вовлекали в орбиту и язычников. Проповедь шла молниеносно!

ИЩУЩИЙ: И многих привлекали…

СВЯЩЕННИК: Да. Но главное — сопротивление и вражда к этой проповеди тоже исходила от евреев, которые никак не готовы были принять Христа, и первые христиане вынуждены были проявлять осторожность, собирались вместе потаённо страха ради иудейска (Ин.20:19). Я как-то задумался над словами Николая Бердяева, что в мире есть два полярных народа: евреи и русские.

ИЩУЩИЙ: Что значит — полярные?

СВЯЩЕННИК: А то, что в их характере прекрасно совмещаются полюса праведности и мерзости. Только, вот, полюса наши отнюдь не идентичны.

ИЩУЩИЙ: А в чём разница?

СВЯЩЕННИК: Наверное, разная праведность и разная подлость. Но вряд ли я смогу это чётко объяснить — надо бы было спросить Бердяева — его же мысль. Могу, наверное, только высказать одну гипотезу: евреи очень хорошо уживаются практически с любым народом, а представителям любых народов довольно легко и спокойно живётся с русскими.

ИЩУЩИЙ: Интересно…

СВЯЩЕННИК: Возможно, общего гораздо больше.

ИЩУЩИЙ: В чём?

СВЯЩЕННИК: В жажде святости! По самой сути своей, еврей не есть национальность. Я имею в виду в кровном плане.

ИЩУЩИЙ: Это как?

СВЯЩЕННИК: Понимаешь, практически у каждого народа существует некий предок, который является истоком этого народа. Кто такие чехи? Дети Чеха. Кто такие поляки? Дети Леха, поэтому их и называют ляхами. Мы можем вспомнить Ромула и Рема — это то, что лежит на поверхности. Я не исключаю, что первым французом был Франк, а немцем — Герман. И если покопаться в глубине веков, то, практически, всегда можно найти первоначало всякой нации.

ИЩУЩИЙ: А с евреями?

СВЯЩЕННИК: Казалось бы, тоже самое можно сказать об Аврааме. Но тут собирание нации идёт не по принципу крови, а по принципу веры. Авраам совершил обрезание не только себе и Исааку, но и всем своим домочадцам и рабам, тем самым создав единство, положившее основу этому народу. Из Египта на поиски Обетованной земли вышли не только потомки Иакова, но ещё и множество египтян. Несмотря на строжайшие указания Моисея об искоренении всех туземцев при завоевании этой земли, подавляющее число хананеев влилось в число двенадцати колен Израилевых.

ИЩУЩИЙ: И что же тут общего с русскими?

СВЯЩЕННИК: Кто такие русские? Это кривичи, поляне, древляне, дреговичи, радимичи, словене, уличи, волыняне, зыряне, меря, а также чухонцы, мордва, чуваши и многие другие племена, жившие на образовавшем наше государство Пути из Варяг в Греки. Этот торговый путь выработал единую языковую систему. Недаром всех иностранцев на Руси называли немцами, то есть, немыми. Но это было только прологом Руси.

ИЩУЩИЙ: И что же стало её истоком?

СВЯЩЕННИК: Крещение. Естественно, процесс был достаточно длительным и болезненным, но, главное, сформировал единое православное самосознание так, что основное население усвоило себе название крестьяне, то есть христиане. Настолько важна была приверженность ко Христу для русского человека. И, насколько мне известно, аналогов в мировой истории нет.

ИЩУЩИЙ: И сколь долго Русь шла к своей самоидентификации?

СВЯЩЕННИК: Как, в общем-то, и многие другие народы, лет пятьсот. Причём пусковым моментом для этого, обычно, является трагическое событие, с честью перенесённое народом. Для французов это Столетняя война и Жанна д’Арк, для Израиля — Вавилонский плен и пророк Иезекииль, а для нас — Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский.

ИЩУЩИЙ: Законы развития этноса?

СВЯЩЕННИК: Наверно. Тут важно особо отметить преподобного Сергия. Именно его упование на Христа, Пресвятую Троицу, Царицу Небесную, почитание икон и передалось нам как самое великое завещание. Недаром его называют игуменом, то есть начальником, земли Русской, а основанный им монастырь — духовной столицей нашего Отечества.

ИЩУЩИЙ: Я так и не понял, что тут общего с евреями?

СВЯЩЕННИК: Во-первых, как я уже сказал, жажда святости. Правда, она у нас не вполне идентичная.

ИЩУЩИЙ: В чём разница?

СВЯЩЕННИК: Для еврея святой, как мы уже сказали, — kadosh, буквально, отделённый, отделённый от всего остального мира, присоединённый к народу Божьему.

ИЩУЩИЙ: То есть, общинное единство?

СВЯЩЕННИК: Да. Но в конечном итоге, отделённый от всякой скверны. И это уже приближается к нашему пониманию: борьба с грехом в самом себе.

ИЩУЩИЙ: То есть, скорее, сближаемся, чем различаемся?

СВЯЩЕННИК: Да. Просто, есть некоторые нюансы. Более того, понимание праведности, близкое нашему, там тоже было. Точнее, как ориентир мы восприняли, прежде всего, ту праведность, которая создала среду, где родился Христос. И стержень веры тоже был очень сходный с нашим. А в кого они веровали?

ИЩУЩИЙ: Во Единого Бога.

СВЯЩЕННИК: Мы же говорили, что вера Авраама — это вера в Троицу. Другое дело, что это так и не закрепилось в вероучении и сознании его потомков. Но отзвуки этого верования всегда жили в Церкви Ветхозаветной.

ИЩУЩИЙ: Каким образом?

СВЯЩЕННИК: В Ветхом Завете неоднократно повторяется: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх.3:6;15;16), и Христос цитирует эти слова законникам, которым эти строки явно известны (см.: Мф.22:32). Ангельское славословие у пророка Исайи также троекратно: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3)

ИЩУЩИЙ: Отзвук, действительно, есть.

СВЯЩЕННИК: Знаешь, какой знак является символом Бога в Ветхом завете?

ИЩУЩИЙ: Нет.

СВЯЩЕННИК: Треугольник.

ИЩУЩИЙ: Треугольник?

СВЯЩЕННИК: Причём равносторонний. Разве может это быть случайным? Но важно ещё и то, что веровали они в пришествие в мир Мессии, то есть во Христа.

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что ветхозаветные евреи — христиане?

СВЯЩЕННИК: Интересный вывод. Я так далеко никогда не заходил в своих размышлениях. Конечно, современное понимание рассматривает христиан, как последователей Христа. Но то, что вера ветхозаветной Церкви была во Христа, в Мессию, как Спасителя, это факт.

ИЩУЩИЙ: Спасителя от чего?

СВЯЩЕННИК: Ты меня сейчас спрашиваешь про изначальную веру или про то, во что они веровали на рубеже двух эр?

ИЩУЩИЙ: Важнее, безусловно, изначальное понимание веры.

СВЯЩЕННИК: Наверное, в той текущей политической обстановке им важнее было избавление от римского господства. А в самой своей глубине это было чаяние исцеления от последствий греха Адама, то есть от смерти. Кстати, имя Иисус и переводится на русский язык, как Спаситель.

ИЩУЩИЙ: Ну, вот, так и получается, что древние евреи верили в Мессию Иисуса, или, если буквально перевести на русский, во Христа Спасителя.

СВЯЩЕННИК: Что ж, сильно спорить не буду. Но то, что и мы, и они — это не национальность, а особое мироощущение — на этом стою. И что как мы, так и они впитывали в себя, а не отсекали от себя иные народные потоки, это факт. Как ты думаешь, кто самый русский человек на свете?

ИЩУЩИЙ: Как-то не задумывался.

СВЯЩЕННИК: Негр Пушкин.

ИЩУЩИЙ: Прям так?

СВЯЩЕННИК: Я не сильно утрирую. Сам Александр Сергеевич писал о себе: «Зачем твой дивный карандаш/ Рисует мой арапский профиль?» Но именно он, как никто другой, ощущал русский дух.

ИЩУЩИЙ: В большинстве русских царей было не шибко много русской крови…

СВЯЩЕННИК: И, однако, они русские цари… Здесь очень важна самоидентификация. Кем ты себя считаешь, тот ты и есть.

ИЩУЩИЙ: Многие иностранцы обрусели, Фонвизин, Даль, например…, но, наверно, это вполне естественно. Когда живёшь среди другого народа: вот, Шарль Азнавур, армянин, ставший французом.

СВЯЩЕННИК: При всём уважении к нему, вряд ли он является таким же «нашим всем» для французов, как Александр Сергеевич для России. А евреи как раз, как никто иной, умудряются при житии-бытии среди иных народов, не ассимилироваться полностью с ними и сохранять свою национальную идентичность.

ИЩУЩИЙ: А действительно, уникально: две тысячи лет рассеяния, и при этом остались евреями. А что же им позволило так самосохраниться?

Разделение потоков

СВЯЩЕННИК: Вера. Но только это уже не вера Авраама.

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Авраам, как мы сказали, ждал Христа. А он уже пришёл.

ИЩУЩИЙ: Но они же Его не приняли?

СВЯЩЕННИК: В этом-то всё и дело! Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Значит, ждут другого…

ИЩУЩИЙ: Кого?

СВЯЩЕННИК: С нашей точки зрения, антихриста…

ИЩУЩИЙ: Антихриста?

СВЯЩЕННИК: С нашей точки зрения!

ИЩУЩИЙ: А с их точки зрения?

СВЯЩЕННИК: Приблизительно так же они относятся к Иисусу Христу. Я бы не хотел никого обижать своими обвинениями. Но с осуждения Христа на смерть Ветхий завет делится на два строго противоположных потока: один значительно больший — иудаизм, а второй, как мы сказали, человек триста, «остаток Израилев» — последователи Христа, которые поначалу совсем не отделяют себя от Ветхозаветной Церкви, и всё большее и большее число иудеев начинает откликаться на проповедь апостолов. А затем этот небольшой поток начнёт воспринимать в себя языческие ручьи и реки, освящая всех через крещение. Мне важно подчеркнуть непримиримость наших позиций: мы, православные, веруем в одно, а они в абсолютно противоположное, и это притом, что большая часть Священного Писания у нас общая. Но и они, и мы не можем веровать по-другому.

ИЩУЩИЙ: А тогда они захотели посадить Иисуса Христа на трон Давида, чтобы неминуемо пришло избавление от Римского господства?

Выбор царства кесаря

СВЯЩЕННИК: Приблизительно так. Но среди всей этой толпы есть небольшая группа трезвых людей, понимающих опасность: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин.11:47—48).

ИЩУЩИЙ: Они не хотели освобождения Израиля от Рима?

СВЯЩЕННИК: Ещё как хотели, но понимали, что Иисус из Назарета на роль предводителя восстания не подходит. И один поразительно трезвомыслящий патриот, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин.11:49—50). Он очень хорошо понимал, что, начнись восстание, и от страны и города камня на камне не останется, что, собственно говоря, и исполнилось во времена Веспасиана и Тита Флавиев.

ИЩУЩИЙ: А, убрав раздражителя толпы, можно избежать неприятностей…

СВЯЩЕННИК: Да. Но Иоанн Богослов подчёркивает, что и в своём богоборчестве Каиафа действует по Промыслу Божьему: Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ (Ин.11:51).

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что не настолько подлым человеком он был?

СВЯЩЕННИК: Грех входит в человека постепенно, и по мере своего вхождения буквально корёжит человека. Так и здесь. Каиафа имел благие намерения, и был первосвященником — служителем, осененным особой благодатью, сравнимой с пророческим достоинством, не терпящим никакой лжи. А правда первосвященника предусматривает его заботу о каждом человеке, которого ему вручил Бог, включая и Иисуса из Назарета.

ИЩУЩИЙ: А тут он пошёл именно на ложь: мол, спишем одного малоценного, и всё устроится?

СВЯЩЕННИК: Дальше — больше. Он организовывает весь процесс от подкупа Иуды, хотя, справедливости ради надо сказать, что Иуда и сам искал этого. Но Каиафа всё доводит до ареста и суда, на котором сам первосвященник совершил столько нарушений Закона, сколько, похоже, за всю историю Израиля совершено не было.

ИЩУЩИЙ: Цель оправдывала средства…

СВЯЩЕННИК: Именно так. По Ветхозаветному Закону осудить человека на смерть было крайне проблематично — настолько ценна жизнь человека в очах Божиих. Суд мог проходить только в дневное время, свидетели обвинения — только достоверно добропорядочные граждане, председательствующий в суде не имел права допрашивать обвиняемого — это только толика того, что преступил Каиафа. Но и этого по всему евангельскому контексту оказывается недостаточно для смертного приговора. И мне даже кажется, что первосвященник предпринимает попытку пойти на попятную.

ИЩУЩИЙ: Оправдать Христа?

СВЯЩЕННИК: Нет. Он же воспринимает Иисуса, как политическую фигуру, а тут достаточно дискредитации, чтобы народ от Него отвернулся. Каиафа ни капельки не сомневается, что перед ним никакой не Мессия, и прибегает к сакральному заклинанию именем Бога живаго, на которое правоверный иудей может ответить только правду: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий (Мф.26:63), — и ждёт отречения.

ИЩУЩИЙ: И что бы было, если бы Господь отрёкся?

СВЯЩЕННИК: Может быть, какое-нибудь публичное наказание, может быть, темница на какой-либо срок, но, главное, что опасность восстания уже не угрожала, и можно было сосредоточиться на поисках более подходящей с точки зрения синедриона кандидатуры.

ИЩУЩИЙ: Но Христос отвечает утвердительно.

СВЯЩЕННИК: Не просто утвердительно, а двойным утверждением. Семитическая формулировка: Ты сказал (Мф.26:63), — означает: «Я говорил, и ты констатировал, а свидетельство двух есть истина».

ИЩУЩИЙ: Но это же был просто вопрос?

СВЯЩЕННИК: Не стоит забывать, что атмосфера в Израиле сугубо религиозная, и собеседники понимают, что случайная фраза брошена не без Промысла Божия. Да и реакция Каиафы не позволяет усомниться в том, что он всё правильно понял.

ИЩУЩИЙ: Только реакция-то должна была быть совсем другой?

СВЯЩЕННИК: Если бы первосвященник продолжал служить Богу. Но происходит явный духовный переворот, после которого уже невозможно покаяние — то, что называется хулой на Духа Святого. И это, как зараза, распространяется на весь народ, который в неистовстве вопит: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:25).

ИЩУЩИЙ: То есть весь народ в будущих поколениях принимает на себя ответственность за распятие Сына Божия…

СВЯЩЕННИК: И не только это. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.19:15). И это не просто присяга в верности императору…

ИЩУЩИЙ: А что ещё?

СВЯЩЕННИК: Сам строй древнееврейского мышления мессианский. То есть признание кесаря в качестве царя, а не в качестве узурпатора и захватчика, является изменой мессианскому предназначению. Отныне окончательно отвергается Царство не от мира сего, которое предвозвещали пророки. И в качестве путеводного ориентира для бывшего богоизбранного народа, точнее, для той его части, которая не приняла Христа, избирается царство кесаря. И это радикально меняет весь строй народной души, и богоизбранный народ становится богоборцем.

ИЩУЩИЙ: Вы это утверждаете?

СВЯЩЕННИК: Не я а Христос: Ваш отец диавол (Ин.8:44), и: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38). Точно также к этому относится и Церковь в своих песнопениях: «Тебе́ бо возне́сшуся днесь, род евре́йский поги́бе»[10]

ИЩУЩИЙ: Да, это чёткая констатация изменения, как народного самосознания, так и его предназначения… не слишком ли сурово?

СВЯЩЕННИК: К чему щепетильность? Ведь эта оценка дана каждому, кто готов сделать выбор либо в пользу Царства Божия, либо нет. Разве такая оценка не может быть применена к нам самим в наши дни? Но всё-таки не следует забывать, что евреи исполнили своё предназначение: Они привели в мир Христа! И Ветхий Завет оправдан в очах Божиих. Но при этом мне всегда будут непонятны заигрывания католиков с иудаистами…

ИЩУЩИЙ: Иудаистами?

СВЯЩЕННИК: …последователями иудаизма. Ну, надо же как-то отличать веру современных израильтян от веры Ветхого Завета? Это же абсолютно противоположные, по крайней мере, с точки зрения Православия, веры. И поэтому, как можно называть современных иудаистов «старшими братьями по вере», как делает это папа римский, мне совершенно не понятно… скорее это сын, ушедший от отца на страну далече из известной притчи (см.: Лк.15:11 — 13).

ИЩУЩИЙ: Всё равно же — брат: как Тора была, так она и осталась…

СВЯЩЕННИК: Да, но появился талмуд, а это уже нечто иное. Точно также у нас к Ветхому Завету прибавился Новый и Священное Предание, которые не приемлет дух современного иудаизма. Если люди ждали пришествия к ним Мессии и не дождались, то бишь не приняли, то они продолжают его ждать. Но второго мессии быть не может — только один был обещан Адаму. Значит, они ждут…

ИЩУЩИЙ: …антихриста?

СВЯЩЕННИК: А как по-другому? По крайней мере, с нашей, православной точки зрения, иначе не получается.

ИЩУЩИЙ: Это что? Категорическое неприятие друг друга?

Мессия на коне

СВЯЩЕННИК: Не совсем так. Я, правда, слышал от очевидцев, когда православный священник идёт по Иерусалимским улицам в облачении — нет, не в него самого — но в его сторону несколько правоверных израильтян обязательно плюнут. Меня же московские хасиды совсем не раздражают, и, насколько я понимаю, живётся им здесь вполне вольготно и уютно. Но не в этом дело.

ИЩУЩИЙ: А в чём?

СВЯЩЕННИК: Древние иудеи ждали пришествия Мессии на коне, и для этого у них было немало оснований в Священном Писании, а он пришёл на ослике. И мы, христиане, видим все основания для этого в том же Священном Писании. А ожидание торжественного явления Христа мы перенесли на Его Второе Пришествие.

ИЩУЩИЙ: Так что теперь мы Его тоже ждём на коне?

СВЯЩЕННИК: Скорее, на Бентли…, явись он сейчас на Запорожце, мы, пожалуй, и встречать-то Его не пойдём! То есть соблазн царства от мира сего нас сейчас подстерегает будь-будь!

ИЩУЩИЙ: Как и современных израильтян?

СВЯЩЕННИК: Мы ждём с ними одинаково! Нет, не одного и того же, но внешние признаки очень уж похожи. И как тут не ошибиться? Антихрист-то придёт уж точно весь расфуфыренный! Так что я рекомендовал бы не расслабляться.

ИЩУЩИЙ: Чтобы самим не впасть в соблазн царства от мира сего?

СВЯЩЕННИК: Да. И то, что мы воспринимаем сейчас себя точно также, как и ветхозаветные иудеи, исключительными — крайне опасный соблазн: не мы исключительны, а вера наша исключительна. Я искренне полагаю, что вся беда революций 1917 года произошла именно по причине того, что Россия изменила своему предназначению и пошла по пути царства от мира сего…

ИЩУЩИЙ: Вы так полагаете?

СВЯЩЕННИК: Ну, представь себе некую фантазию, которая отнюдь небеспочвенна: в результате победы в Первой Мировой войне Россия получала бы Константинополь, Босфор и Дарданеллы, всю Польшу и, скорее всего, Болгарию и Румынию. Темпы роста производства в стране к этому моменту зашкаливали. Вторая Мировая война в такой ситуации попросту была бы невозможна. Кто бы сейчас диктовал всему миру условия его бытия? По-моему, Америка, пережившая в 30-е годы прошлого века тяжёлую депрессию, сейчас бы точно отдыхала. Революция в нашей стране была выгодна, прежде всего,  нашим союзникам по Антанте!

ИЩУЩИЙ: Разве в России не случился бы спад экономики в те же годы?

СВЯЩЕННИК: Наша финансово-банковская система была совершенно иной — там не было ростовщичества, и такие потрясения были маловероятны.

ИЩУЩИЙ: Хоть история и не терпит сослагательного наклонения, похоже, из Российской Империи вполне могло получиться царство от мира сего…

СВЯЩЕННИК: Революция избавила нас от страшного соблазна стать действительно Третьим Римом, сиречь Вавилоном с его блудницей. И это была бы духовная катастрофа пострашнее коммунистической. В годы гонений в России ответно всколыхнулся сонм праведников и исповедников, молитвами которых мы нынче укрепляемся. Мне рассказывали, как одна старая-старая бабушка давным-давно в ответ на историю о суде и казни Христа расплакалась и сказала: «Как же хорошо, что Он не пришёл к нам в Россию — мы Его точно бы распяли!»

ИЩУЩИЙ: Получается, что и Константинополь не устоял по той же причине?

СВЯЩЕННИК: Очень может быть… Божие смотрение, таким образом, сберегло Православие в Греции. Но есть ещё одна важная штука…

ИЩУЩИЙ: Какая?

СВЯЩЕННИК: Отпадение Израиля от Бога было попущено Богом.

ИЩУЩИЙ: Для чего?

СВЯЩЕННИК: Для того, чтобы иные народы, воспользовавшись этим отсечением, привились к стволу той доброй маслины, о которой мы уже говорили: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим.11:19 — 21).

ИЩУЩИЙ: То есть и здесь Промысл Божий?

СВЯЩЕННИК: А куда ж без него? И, наверное, не стоит забывать, что блудный сын, а Израиль, как я полагаю, именно таковым воспринимается Богом, всегда будет желанным, и отец всегда будет жаждать его возвращения (см.: Лк.15:14 — 32): Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их (Рим.11:23).

ИЩУЩИЙ: И займут своё место за трапезой Господней?..

СВЯЩЕННИК: Какое определит им Бог…

ИЩУЩИЙ: То есть еврею, для того, чтобы вновь стать евреем, необходимо принять Христа?

СВЯЩЕННИК: Наверное, так. Есть только одно условие: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16:16). Главное, им этого никто не мешает делать, и справедливости ради надо сказать, что не так уж и мало из них в наши дни пришли ко Христу и стали они такими же полноценными ветвями доброй смоковницы, как и все остальные. Важно не забывать, что во Христе нет ни Еллина, ни Иудея (Кол.3:11), а все мы — братья и сестры. Но мне хотелось бы, чтобы ты понял ещё одну вещь.

ИЩУЩИЙ: Какую?

СВЯЩЕННИК: Для меня однозначно, что Церковь и Православие ведут человека к Богу и в Царство Небесное, но это отнюдь не означает, что всякий православный, включая меня, туда следует. Равно как мне также понятно, что иудаизм, равно как и другие религии, ведут человека в противоположную сторону от Христа и Его Царства, но это точно также отнюдь не означает, что всякий нехристь, обязательно попадает в ад.

ИЩУЩИЙ: А как же тогда они спасаются?

СВЯЩЕННИК: Ты знаешь, чему равна единица силы тока?

ИЩУЩИЙ: Один Ампер…

СВЯЩЕННИК: А чему равна единица массы?

ИЩУЩИЙ: Один грамм…

СВЯЩЕННИК: А чему равна единица Божьего милосердия?

ИЩУЩИЙ: В системе СИ?

СВЯЩЕННИК (смеётся): Если хочешь, то и в СИ…

ИЩУЩИЙ: Не задумывался…

СВЯЩЕННИК: Я полагаю, что это — одна бездна. Ведь именно туда за мной, как и за каждым грешником, спускается Христос — в бездну моих грехов, грехов каждого. И тут есть одна маленькая щёлочка.

ИЩУЩИЙ: Какая?

СВЯЩЕННИК: Сказано однозначно: спасётся тот, кто будет веровать и крестится.

ИЩУЩИЙ: То есть, это некая гарантия?

СВЯЩЕННИК: В этом не усомнишься, особенно памятуя, какое мистическое значение имеет крещение для каждого человека. Но при этом не сказано, что осужден будет тот, кто не крестился, но только тот, кто не будет веровать.

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что спасение возможно вне Православия?

Священник: Я этого не знаю, но ограничивать Божье милосердие не могу.

ИЩУЩИЙ: Пожалуй, пойду поперивариваю…

СВЯЩЕННИК: Разумно. А для полноты картины стоит почитать Евангелие от Луки, у него самое обширное повествование…

ИЩУЩИЙ: Хорошо!




[1]  “Вечный огонь горел на нем (на жертвеннике, А.Т.). Это был не очаг, а целый пожар. Представьте себе треск, свист шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас даже от дождя. Тут сжигали целых быков, не говоря уже о множестве козлов и баранов. Вообразите, какой стоял запах гари и сала — если от одного шашлыка на Востоке несётся чад на несколько улиц! По Иосифу Флавию, на Пасху закалалось 265 тысяч агнцев… Порою священники ходили по щиколотку в крови — весь огромный двор был залит кровью. Со слабыми нервами сюда нечего было идти. В праздник кущей в 1 день приносилось 13 быков. Ветхозаветный культ принудительно устрашал своей огромностью”, Свящ. Павел Флоренский. Философия культа // Богословские труды. N. 17, М., 1977, с. 97. Цит. по "Дары и анафемы" Кураев Андрей (протодиакон)


[2]  Мысль протодиакона Андрея Кураева из цитированной книги.


[3]  Песнь Амвросия Медиоланского “Тебе Бога хвалим”.


[4]  В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк.2:1).


[5]  Иисус — (ивр. Йешуа) — букв. Спаситель. Назарет — (ивр. Нацерет или Нацрат) — букв. Отрасль. Пророк Исайя, говоря о грядущем Мессии, называет Его Отрасль, утверждая тем самым Его бессеменное зачатие (Ис.11:1 — 11).


[6]  Вифлеем — (ивр. Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба).


[7]  Пуп Земли — в Ветхом Завете воспринимался как вершина Храмовой горы, либо вершина горы Гаризим в Сихеме. Христиане его расположение почитают напротив входа в пещеру Храма Гроба Господня — это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом. Древние греки его полагали в Дельфах (Омфал). Собственно говоря, если представить себе Пангею, соединив все берега материков в единое целое, то, наверное, Иерусалим и его окрестности вполне проецируются, как центр Земли. Исходя из того, что Вифлеем находится совсем неподалёку от Израильской столицы, допущение его в качестве места появления на свет не только Христа, но и Адама, мне кажется, не должно восприниматься, как слишком вольное.


[8]  Игорь Губерман. «Гарики на каждый день»


[9]  Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. (“Честнейшую херувим”)

…свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Молитва Симеона Богоприимца).

…душу от нас преставльшагося раба Своего имярек, в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет… (Отпуст на погребении)

 


[10] «Ибо когда Ты в сей день был вознесен (т.е. распят на кресте), род евреев погиб». Страстная седмица. Великая Пятница. Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа во Святый и Великий Четверток вечера, во 2-й час нощи. На “хвалите” стихиры на 4, глас 3 Византийца.




Назад
Записаться на службу
blink
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер