ДЕНЬ ТРЕТИЙ

От чего спасает меня Христос

СВЯЩЕННИК: И снова здравствуй!

ИЩУЩИЙ: Вечер добрый!

СВЯЩЕННИК: На чём мы остановились?

ИЩУЩИЙ: У меня в сознании не очень укладывается то, что Отец посылает Сына на смерть, чтобы Он спас меня от смерти…

СВЯЩЕННИК: А как иначе? Согрешил Адам, согрешил человек, согрешил я. Но, если учесть, что грех есть смерть, а смерть есть ад — и это тождественные понятия в ветхозаветном и христианском сознании, то спасает Он человека от ада. И спасает Он меня от ада ценой Своей Собственной смерти: «смертию смерть поправ»[1].

ИЩУЩИЙ: Кое-что объяснили, хотя…

СВЯЩЕННИК: Конечно, странно как-то получается, не логично: согрешил человек, а умирает Бог. Почему?

ИЩУЩИЙ: Действительно, не логично…

СВЯЩЕННИК: А дело в том, что, ещё раз повторюсь, грех есть ад, а ад есть пропасть между человеком и Богом. Она и образуется, когда совершается грех. По нашему человеческому представлению, величина огрызка Адамова яблока несопоставима с этой пропастью. Однако Бог настолько свят, и мир, сотворённый Им, настолько чист, что и этого оказывается вполне достаточно, чтобы весь мир перевернулся, и образовалась эта пропасть — ну, может быть, слегка демонстрирует это аналогия ложки дегтя в бочке мёда. По сути своей мы и живём в этой пропасти, ибо живём без Бога, или, пока живём без Бога.

ИЩУЩИЙ: И сейчас мы там?

СВЯЩЕННИК: Вообще-то, да, ибо от греха никак не отказались. И эту пропасть я, человек, заполнить ничем не способен и не способен оттуда выбраться своими силами. А Бог может её заполнить Собой, Своим светом. Но Он этого не станет делать без человека, без меня. Для этого Он и принял человеческое естество, воплотился, и как Богочеловек заполняет Собою ад.

ИЩУЩИЙ: То есть дело спасения и Божеское, и человеческое?

 

Предвечность творения

 

СВЯЩЕННИК: Именно так: Богочеловеческое. Но самое интересное, что это замыслено Богом ещё до творения человека. Если внимательно читать Библию, которая, как я уже говорил, является словом Божиим, то с самых первых строк мы видим, что Бог творит мир категорическим императивом: и сказал Бог, и стало так!

ИЩУЩИЙ: Богу достаточно было просто что-то сказать?

СВЯЩЕННИК: Да. Есть святоотеческая формула: Отец творит мир Словом, в Духе сущем. Вся Пресвятая Троица участвует в акте творения мира. И из небытия возникает всё.

ИЩУЩИЙ: Образно говоря, как по мановению волшебной палочки, появляются и свет, и вода, и воздух, и Земля, и Солнце, и Луна, и все звери?

СВЯЩЕННИК: Да. И это продолжается до середины шестого дня творения, пока речь не заходит о человеке. А тут мы можем уловить некую паузу: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Здесь как будто слышится вопрос: а стоит ли?

ИЩУЩИЙ: Это что, какая-то нерешительность?

СВЯЩЕННИК: Не совсем. У пророка Исайи есть очень важное место. Когда он сам призывается на проповедь, то становится свидетелем теофании, богоявления: Бог является ему в Своей славе: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис.6:8). Пророк — это человек, у которого нет слова лжи. Он становится единым со Словом Божиим. То, свидетелем чего он становится — это Предвечный Совет Пресвятой Троицы, на котором звучит голос Отца: да, сейчас Мы явим к жизни существо, которое будет иметь возможность пойти по пути ниспровержения всего мира. И Кого Мне послать, чтобы мир в конечном итоге был спасён? И только после ответа Сына: «вот Я, пошли Меня!» — изрекается Божий глагол, призывающий это существо к жизни: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27)[2].

ИЩУЩИЙ: Насколько я понял, сам Исайя отвечает: «вот я, пошли меня»?

СВЯЩЕННИК: Исайя готов откликнуться на этот вопрос, на этот Божий призыв. Но, как я уже сказал, он становится единым с Божиим глаголом. И по сути своей это ответ Второй Ипостаси, Второго Лица, Пресвятой Троицы, Сына: «вот Я, пошли Меня!» — Исайя просто входит в пространство бытия Божия и свидетельствует от имени Сына. Именно этот момент и изображён на иконе «Троица» святого Андрея Рублёва, которую мы уже упоминали.

ИЩУЩИЙ: Вы так цените эту икону…

СВЯЩЕННИК: Как пишет отец Павел Флоренский: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог”»[3]. Сам посуди: ведь на этой доске по сути своей изображена вся история мира от его сотворения до пришествия в мир Христа и до последней трубы ангелов. Тут и согласие Сына стать Агнцем, закланным, принесённым в жертву, от сложения мира — войти в соприкосновение с адом, который устроен в мире грехом человека. Только это согласие, послушание Отцу, и является основанием для творения человека.

ИЩУЩИЙ: И вся нелогичность покрывается Божией любовью?

 

Каким образом Христос может умереть

 

СВЯЩЕННИК: Именно так. И получается, что Христос рождается в мир для того, чтобы умереть. Это — его цель. Мы с тобой рождаемся, чтобы жить, а Он, чтобы умереть!

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Именно потому, что смерть есть ад. И Христу надлежит попасть в царство ада, где по попущению Божию хозяйничает сатана и царствует смерть…

ИЩУЩИЙ: …по попущению Божию?

СВЯЩЕННИК: Да, без этого сатана не способен ни пальцем шевельнуть, ни копытом цокнуть, ни хвостом вильнуть. И надо понимать, что, исходя из стратегических соображений, боевые действия…

ИЩУЩИЙ: …лучше вести на территории противника…

СВЯЩЕННИК: Так что, не умерев, попасть в ад невозможно. Но тут возникает ещё одна нелогичность: грех есть смерть, а Иисуса Христа мы исповедуем Единым безгрешным. То есть, каким образом Он, не имея греха, может вкусить смерть?

ИЩУЩИЙ: Согрешить?

СВЯЩЕННИК: Тогда Он не будет Единым безгрешным.

ИЩУЩИЙ: Тогда как?

СВЯЩЕННИК: Взяв мои грехи на Себя. И я настаиваю на этой формулировке: «мои», ибо Он спасает меня, каждого человека, каждую личность, а не всех — скопом. И тогда отношения между мною, каждым человеком и Богом становятся исключительно личными. А где это происходит, где Он берёт мой грех на Себя?

ИЩУЩИЙ: На кресте…

СВЯЩЕННИК: Нет. Ко кресту Господь их уже пригвождает, а берёт их на Себя несколько ранее. Когда мы встречаемся в Евангелии со взрослым Иисусом впервые?

ИЩУЩИЙ: Не помню…

СВЯЩЕННИК: А картину Александра Иванова «Явление Христа народу» помнишь?

ИЩУЩИЙ: Да.

СВЯЩЕННИК: Что там происходит?

ИЩУЩИЙ: Куча евреев стоит на берегу Иордана.

СВЯЩЕННИК: А кто там, на переднем плане? Главная фигура?

ИЩУЩИЙ: Христос.

СВЯЩЕННИК: Нет. Христос — вдалеке, спускается с горы, и Его фигура как раз самая маленькая, но вся композиция обращена к Нему, и на Него-то и указывает Иоанн Предтеча, который является самой заметной персоной на картине. А кто он такой?

ИЩУЩИЙ: Иоанн Креститель? Тот, кто всех крестит…

СВЯЩЕННИК: Верно. А зачем он крестит, и почему он на это имеет право?

ИЩУЩИЙ: Не задумывался…

СВЯЩЕННИК: А как к нему относятся люди, и как они его называют, кроме того, что он Предтеча и Креститель?

ИЩУЩИЙ: Не в курсах…

СВЯЩЕННИК: Он — пророк Божий. А что такое пророк?

ИЩУЩИЙ: Ну, это тот, кто предсказывает будущее…

СВЯЩЕННИК: Пожалуй, тот, кто предсказывает будущее — это предсказатель. Но мы же, когда говорили об Исайе, давали иное определение пророка?

ИЩУЩИЙ: Ах, ну, да: человек, не имеющий слова лжи.

СВЯЩЕННИК: Да, пророк — это тот, кто доносит Божии глаголы до людей. Поэтому, когда он говорит о настоящем ли, прошедшем или будущем — всё является правдой Божией. А предсказания являются одной из его функций, и далеко не самой главной, и используется это только для подтверждения верности его слов. А вот единство его с Богом, с Божиим словом, и отсутствие лжи в его словах куда существеннее всего остального.

ИЩУЩИЙ: То есть, всё, что он говорит, это — правда?

СВЯЩЕННИК: Именно так — правда Божия. Именно так к нему и относятся все пришедшие к берегу Иордана. Попробуй себе представить: на всей Земле сохранился только один небольшой кусочек, размерами с половину Московской области, где исповедуют Единого Бога.

ИЩУЩИЙ: Гм, да, размеры впечатляют своей мизерностью…

СВЯЩЕННИК: У Бога — всё на тоненького. Есть, конечно, ещё еврейская диаспора, вкраплённая в пространство Римской Империи, но это сути дела не меняет. Только на этой земле сохранилась исконная вера человека в Бога, не утратившая связи с Адамом, первым человеком, лично знавшим Господа. И связь эта укоренена в том, что Адаму и Еве, изгнанным из Рая, было обещано, что это — не навсегда, что дьяволов водевиль, в который погрузился человек, разрушится с помощью Божьего Посланника, и началось ожидание. И их потомки назвали Его Мессией, Машиахом. По-гречески это слово звучит как Христос, а по-русски — Помазанник.

ИЩУЩИЙ: Ждали на протяжении всей своей истории?

 

Ожидание Христа

 

СВЯЩЕННИК: Да, евреи ждали Его, ещё раз повторюсь, со времён Авраама, родоначальника народа Божия. Хотя, гораздо дольше, ибо восприняли это Предание через Евера, Ноя, Адама, то бишь, праотцев, и человек, Адам, ждал его, согласно библейскому летоисчислению, порядка трёх тысяч семисот лет до Авраама и тысячи восьмисот лет после, то есть пять с половиной тысячелетий… а антропологи вообще утверждают, что человеку лет эдак триста тысяч…

ИЩУЩИЙ: Солидно. И что, только одни евреи и ждали?

СВЯЩЕННИК: В общем, да. Хотя отголоски этих чаяний жили в глубинном сознании язычников, возьмём хотя бы халдейских звездочётов, которые, как выяснилось, тоже Его искали и пришли поклониться. Но у евреев это было очень конкретным чаянием, которое мы теперь называем мессианской идеей: придёт Помазанник Божий и всё уладит. О Нём достаточно чётко говорили пророки, и они же указывали на конкретные сроки Его пришествия.

ИЩУЩИЙ: И насколько точно?

СВЯЩЕННИК: Пророк Даниил говорит о семидесяти седминах, то есть, о 490 годах после возвращения евреев из Вавилонского плена, которые заканчиваются приблизительно ко времени воцарения Ирода Великого, в конце правления которого и родился Христос (см.: Дан.9:22 — 27). Хотя подсчёты весьма условны, ибо не до конца ясно, что конкретно принимать за точку начала отсчёта. Но, главное, что к рубежу двух эр ожидание Мессии достигло особого напряжения.

ИЩУЩИЙ: Помню, помню: плачущий Адам, тоненький ручеёк, речка…

СВЯЩЕННИК: Отголоски этого ожидания слышны в Евангелии, когда повествуется о призвании апостола Нафанаила (см.: Ин.1:45 — 49. Нафанаил всячески сопротивляется Филиппу, но после слов Христа: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин.1:48), тут же покоряется призванию: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин.1:48), — ибо в то самое время, как доносит Предание он молился под этой смоковницей о пришествии в мир Мессии.

ИЩУЩИЙ: И это ожидание переполняло практически каждого еврея?

СВЯЩЕННИК: Да, и боль от ожидания усугублялась тем, что в это время Израиль находился под владычеством Рима, с чем никак не хотело мириться еврейское самосознание: как это гнусные язычники владеют избранным Божиим народом. Это привело к совсем неверному пониманию Христа — Его стали ждать как политического вожака, который разгонит всю эту поганую шушеру и поставит избранный народ во главе всего мира.

ИЩУЩИЙ: В общем-то, логично…

 

Явление Христа народу

 

СВЯЩЕННИК: Да. Только вот логика здесь несколько иная: пророки постоянно предупреждали о том, что Царство Мессии — не от мира сего. Пророков, правда, в Израиле не появлялось уже около четырёхсот лет, и когда в 27 году нашей эры явился Иоанн Предтеча, то народ к нему потянулся. И он начал свою проповедь со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Вслушайся: сидел Адам у врат закрытого Рая и плакал горько, и, вот, оно это Царство Небесное уже вновь близко! По сути своей, это то, что мы слышим на литургии перед пением Символа Веры: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» — сидит Адам перед закрытыми дверьми Рая, Царскими вратами, вдруг завеса открывается, сквозь просвет виден престол, и Адам понимает: «Всё! Пришёл!» Именно об этом свидетельствует Предтеча: «Приблизилось!»

ИЩУЩИЙ: И в это Царство нельзя войти чумазыми?

СВЯЩЕННИК: Да, ибо покаяние — это то, что очищает человека, и как знак этого очищения, Иоанн погружал всех пришедших к нему в воды Иордана. Крещаю, по-древнерусски, и есть, погружаю, равно как и baptize по латыни. Но Предтеча чётко обозначил, что сам-то он крестит водой, а идущий за ним, Тот, Кто на самом деле был прежде него, Тот будет всех крестить огнём и Духом Святым…

ИЩУЩИЙ: Что значит, прежде него?

СВЯЩЕННИК: Иоанн, троюродный брат Иисуса из Назарета был, на полгода старше Него. Но это же — тонкое свидетельство о предвечности Христа…

ИЩУЩИЙ: Предвечности?

СВЯЩЕННИК: Да, прежде сложения мира, творения, мира. И Этот идущий настолько велик, что сам Иоанн не достоин понести Его сандалии (см.: Мф.2:11). Как раз этот момент и запечатлён на картине Иванова. И ещё Иоанн добавляет: Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира (Ин.1:29), — тем самым удостоверяя всех, что это и есть обещанный Мессия.

ИЩУЩИЙ: А почему они должны были ему верить?

СВЯЩЕННИК: Когда говорит человек, имеющий власть, это чувствуется. А сам Иоанн чётко ощущал себя Божиим посланником, и именно властью Божией он и свидетельствовал. И это не могло не передаваться окружающим.

ИЩУЩИЙ: Но, прежде всего, вера?

 

Зачем Христос крестится

 

СВЯЩЕННИК: Конечно, вера. Но пройдёт несколько мгновений, и Христос подойдёт к этой толпе, и, обращаясь к Иоанну, потребует, чтобы тот Его крестил. Попробуй теперь понять, в какое дурацкое положение попадает Божий пророк, не имеющий слова лжи. Он только что свидетельствовал перед всем народом о том, что недостоин развязать сандалии Этому более великому, чем он сам, а Этот, более великий, теперь требует от него служения, которое предназначено для грешников?

ИЩУЩИЙ: Да, уж, незавидное…

СВЯЩЕННИК: Иоанн пытается исправить ситуацию, мол, да Ты что? — это я у Тебя должен креститься, но получает отповедь: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:15). И, подчиняясь, Предтеча крестит Христа. Ты когда-нибудь рассматривал древние иконы, изображающие Крещение Господне?

ИЩУЩИЙ: Наверное, видел, но не вглядывался…

СВЯЩЕННИК: Если приглядеться, то, во-первых, обращает на себя внимание то, что фигура Христа, как бы находится в глубокой пропасти, а, во-вторых, среди струй Иорданских определяются некие существа, напоминающие бесов. Откуда они там взялись?

ИЩУЩИЙ: Даже предположить не берусь…

СВЯЩЕННИК: Дело в том, что икона — это окно в Царство Небесное, окно в вечность. Это не есть простая иллюстрация конкретного события, а это — то, что происходит всегда. Христос навсегда вошёл в воды Иордана, и когда крестят меня, я погружаюсь в эти воды вместе с Ним. Вода омывает мои грехи — это и есть те самые кишащие в этой воде существа — а Христос принимает их на Себя и Сам становится причастным смерти, оставаясь при этом Единым Безгрешным. Для меня очень важно понимание Таинства, как соприкосновения с вечностью. Моего личного соприкосновения с вечностью, моего личного вхождения в евангельское пространство.

ИЩУЩИЙ: То есть, Вы хотите сказать, что, когда меня крестят, я нахожусь на берегу Иордана, который течёт отсюда на расстоянии четырёх с половиной тысяч километров, и погружаюсь в эти воды со Христом, Которого крестили две тысячи лет назад?

СВЯЩЕННИК: Именно это! И это происходит с каждым когда бы то ни было крещеным человеком. Более того, с каждым человеком, которого когда бы то ни было ещё будут крестить. «Иже во Иордане свободивый Адама»[4], то есть меня, как свидетельствуют песнопения Великой Пятницы. И омываются не только те мои грехи, которые были до моего погружения в эти воды, но и все те, которые я потом принесу на покаяние, ибо исповедь — это второе крещение. И попробуй представить себе, какое количество грехов — тех самых бесов — несут эти воды?

ИЩУЩИЙ: Вообще-то — жуть!

СВЯЩЕННИК: Христос погружается в эту пропасть, как в образ ада[5]. И ещё надо учесть: неряха грязи не замечает. Мы, грешники, настолько сроднились с грехом, что он для нас является естественной средой обитания, а для Христа, не имеющего никакого греха — это духовная канализация. Наверное, чтобы это хоть как-то осознать, стоит вспомнить фрагмент фильма «Миллионер из трущоб», когда один из героев, мальчонка, чтобы выбраться из сортира, в котором его ради шутки заперли, ныряет в выгребную яму…

ИЩУЩИЙ: Да, я это помню. Доходчиво…

СВЯЩЕННИК: И для Христа Его Крещение от Иоанна является актом чрезвычайно серьёзным — Он прекрасно понимает, куда Он идёт, в какие воды, в какую бездну греха Он погружается.

ИЩУЩИЙ: Но, насколько я понял, Церковь тоже к этому относится серьёзно?

СВЯЩЕННИК: Ещё как серьёзно, ибо мы исповедуем едино крещение во оставление грехов, а это, как-никак, — один из членов Символа веры, который мы с тобой уже слегка разбирали, то есть закреплено в церковном сознании на догматическом уровне. А куда впадает Иордан?

ИЩУЩИЙ: В Средиземное море?

СВЯЩЕННИК: Не дотекает. Красавицы обычно знают…

ИЩУЩИЙ: Я же не красавица…

СВЯЩЕННИК: А ты подумай. Чем пользуются женщины для улучшения качества кожи?

ИЩУЩИЙ: Косметикой…, в Мёртвое…

СВЯЩЕННИК: …то море, в которое погрузились Содом и Гоморра, города, преисполненные грехом. От этих топонимов мы сейчас имеем термин «содомия». Помнишь, мы говорили о тождественных понятиях: грех есть…

ИЩУЩИЙ: …смерть, а смерть есть ад…

СВЯЩЕННИК: Так вот, в этом море нет жизни. Потрясающий образ: все грехи человека с потоком Иорданских вод несутся в море, в котором нет жизни. Именно поэтому оно — Мёртвое!

ИЩУЩИЙ: А как же Христос, Который принимает на Себя наши грехи?

СВЯЩЕННИК: Он их, разумеется, принимает на Себя, и, естественно, после этого воды Иордана становятся святыми, ибо Дух Святой тут же присутствует и освящает их. И глас Отчий свидетельствует о Сыне — отсюда и Богоявление, явление Всей Троицы. И поэтому мы всегда освящаем воду купели чином великого освящения, и всякая святая вода является водой Иорданской. А то, что касается потока грехов, устремляющихся в море и делающих его мёртвым — это потрясающий символ, показывающий глубину человеческого греха и соединяющий воды купели с водами Всемирного Потопа, которые смывают весь человеческий грех в бездну. Ещё раз повторяю, в вечности всё соединяется и одно другому отнюдь не противоречит.

ИЩУЩИЙ: Параллельные сходятся?

СВЯЩЕННИК: Да.

ИЩУЩИЙ: То есть, моё крещение — оно навсегда?

СВЯЩЕННИК: Навсегда. Поэтому мы и исповедуем едино крещение во оставление грехов. И очень важно понимать, что Христос, приняв мои грехи на Себя, Сам становится причастным смерти.

Ищущий: То есть, Он исполняет одно из условий, которое приближает Его к намеченной Им цели — умереть?

СВЯЩЕННИК: Именно так.

ИЩУЩИЙ: Более или менее ясно…

 

Собрание людей вокруг Христа

 

СВЯЩЕННИК: Когда Христос ходит по земле, вокруг Него собираются люди. Среди них Он избирает особенно преданных, которых называет апостолами. Они, практически, всегда рядом с Ним.

ИЩУЩИЙ: Он их избирает, или они к Нему сами приходят?

СВЯЩЕННИК: Казалось бы, ответ очевиден. Христос чётко говорит: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин.15:16). Я полагаю, что это Он говорит о Промысле Божием, который всегда над всем царствует. Но в бытовом плане, как бы анекдотично это не звучало, всё происходит по блату…

ИЩУЩИЙ: Прям так?

СВЯЩЕННИК: Ага. Ну, сам посуди: приходит Иисус из Назарета на берег Иордана к Своему троюродному брату, Иоанну Крестителю. И после слов Пророка, что Сей и есть тот самый Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира, от Предтечи отделяются два его лучших ученика, Андрей и Иоанн, и следуют за Христом, мол, хотим увидеть, где Ты живёшь? Точнее, как живёшь, чем дышишь? Хотим вместе с Тобой подышать одним воздухом (см.: Ин.1:35—30). Пробыв с Ним один день, со словами: Мы нашли Мессию (Ин.1:41), — приводят к Нему по брату. Братья — по другу и так далее. Я не утрирую: среди апостолов было немало родственников — братья Божии по плоти от Иосифа Обручника, у одного из них, Симона Канонита, Матерь Божия, Христос и все апостолы гуляли на свадьбе. И многие апостолы были друг другу близкими родственниками.

ИЩУЩИЙ: То есть, получается, что не Он их избрал?

СВЯЩЕННИК: Да, нет. Я же говорю о Промысле Божием. Очень уж замечательными были эти семьи: Захария и Елисавета, Иоаким и Анна, и овдовевший Иосиф Обручник, которому Синедрион поручил Матерь Божию, как самому надёжному охранителю Её чистоты, Иаков Младший — сводный брат Божий — его даже фарисеи почитали праведным. Прибавьте сюда Иосифа и Никодима, уже упоминавшихся Иоанна Крестителя и того же Симона Канонита. Я уже говорил о том, что грех корёжит человека, делает его невосприимчивым к святыне. А тут из поколения в поколение праведность взращивалась Божиим смотрением, и на мизерном участке земли возникла неимоверная концентрация святости, я бы даже сказал, манифестация святости…

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что такие люди, вышедшие из праведных семей, и составили окружение, в котором проповедовал Христос?

СВЯЩЕННИК: Безусловно. Но я всё равно настаиваю и на их собственной активности, на их воле идти ко Христу и за Христом, и жажде правды Божией.

ИЩУЩИЙ: А какая разница, в чём суть?

СВЯЩЕННИК: В моём ответе, в ответе каждого на Его призыв, в готовности следовать за Ним. Это актуально во все времена. Поэтому я и настаиваю на слове «моём», ибо, пока не почувствую личную связь со Христом, как личную ответственность, я буду оставаться Ему чужд. Церковь — она ведь Апостольская и соборная, и без меня — никак!

ИЩУЩИЙ: А Иуда?

 

Как воспринимали Христа

 

СВЯЩЕННИК: Однозначно, что Иуда тоже нашёл Мессию. Но это отдельная тема. А пока хочу спросить, как люди относились ко Христу?

ИЩУЩИЙ: Как к проповеднику, как к чудотворцу.

СВЯЩЕННИК: Очень верная формулировка. Народ в массе своей шёл именно за чудом. Именно это более всего и привлекало к Нему. Хотя условием совершения чуда для Христа была, прежде всего, вера этих людей. И в Назарете, где Его помнили, как сына плотника, и сомневались в Нём, Он совершил меньше всего чудес. И чем больше чудес Он совершал, тем больше о Нём распространялась слава, как о Том, кого весь Израиль ожидал с таким нетерпением. Поначалу в Нём увидели пророка, тем более что свидетельство всеми почитаемого Иоанна Предтечи этому более чем способствовало. Затем Его стали воспринимать как Сына Божия. Скажи: а ты — сын Божий?

ИЩУЩИЙ: Ну, да… чадо Божие.

СВЯЩЕННИК: Мы же имеем одних прародителей…

ИЩУЩИЙ: Особенно, если иметь в виду Адама, то, естественно, да!

СВЯЩЕННИК: Сейчас мы в это Богосыновство вкладываем совершенно иной смысл и говорим об Иисусе Христе, как о Единородном, который пришел от Отца. А тогда, конечно, это звучало несколько вызывающе, но всё равно не противоречило основам взаимоотношения человека и Бога. Евангелие является свидетелем мироощущения того времени, в котором жил Иисус. И евангелист Лука вполне естественно записал в родословной Христа, что Он: был, как думали, Сын Иосифов, <...> Давидов, <...> Иудин, <...> Иаковлев, Исааков, Авраамов, <...> Еверов, <...> Симов, Ноев, <...> Сифов, Адамов, Божий (Лк.3:23 — 38).

ИЩУЩИЙ: Опять тут этот самый ручеёк…

СВЯЩЕННИК: Без него — никак.

ИЩУЩИЙ: Только он здесь идёт по восходящей…

СВЯЩЕННИК: Иисуса называли Господом. Но господь, по-славянски, это — господин. В Евангелии, Мария Магдалина, не узнав воскресшего Учителя и приняв Его за садовника, обращается к Нему: «Господи!» (см. ц-славянский текст: Ин.20:15), а в русском переводе — господин. Точно также к Пилату обращаются фарисеи (см.: Мф.27:62 — 64). А ты вот — господин?

ИЩУЩИЙ: Наверное. Раньше был товарищ, а теперь — господин.

СВЯЩЕННИК: Это сейчас мы разделили понятия «Господь» и «господин», усвоив за первым божественное происхождение Сына Человеческого. Но тогда ко Христу обращались именно как к господину, как и ко всякому значительному гражданину.

ИЩУЩИЙ: Немаловажное уточнение. Такое понимание, действительно, неприметно из обычного разговора: Господь для меня всегда означало — Бог. А тут Вы точно расставили акценты эпохи.

СВЯЩЕННИК: Но и Самому Христу было небезразлично, что думают о Нём окружающие. Он неспроста вопрошает апостолов: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф.16:13).

ИЩУЩИЙ: Он этого не знал?

СВЯЩЕННИК: Вряд ли не знал. Скорее, Он хотел подвести учеников к этой проблеме. Ведь они тут же наперебой стали отвечать: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф.16:14), тем самым показывая, какой сумбур творился в головах иудеев.

ИЩУЩИЙ: А причём тут Иоанн Предтеча?

СВЯЩЕННИК: Он был очень почитаем народом, и его незадолго до этого казнил царь Ирод Антипа, а народное сознание не готово было смириться с такой утратой и полагало, что он либо спасся, либо воскрес. Он же говорил о приблизившемся Царстве Небесном, а оно явным образом никак не наступало.

ИЩУЩИЙ: То есть он не довершил своё дело?

СВЯЩЕННИК: Как им казалось. Но эти же реплики свидетельствуют о том, что Сам Иисус иудеями явно не был опознан. И когда Христос вопрошает самих учеников: а вы за кого почитаете Меня? (Мф.16:15), — то Пётр очень твёрдо и ясно ответил за всех: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16:16), — всё! Опознан! Пришёл! Тот, Кого ждали!

ИЩУЩИЙ: Но ведь Вы говорили, что Андрей и Иоанн уже называли Его Мессией, когда звали своих братьев?

СВЯЩЕННИК: Там, скорее была надежда и вопрошание, ибо служение тогда только начиналось. А теперь ученики стали участниками самой жизни Христа, и Пётр свидетельствовал о том, в чём у них не осталось никаких сомнений. И Сын Бога Живаго, я бы сказал, уже несколько больше, чем просто Сын Божий, ибо показывает особенную близость к Небесному Отцу, имя Которого открывает апостолам и миру Христос, и Он будет считать это одним из важнейших Своих дел: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира (Ин.17:6).

ИЩУЩИЙ: Какое имя?

СВЯЩЕННИК: Отец.

ИЩУЩИЙ: Иудеи этого не знали?

СВЯЩЕННИК: Помнишь, мы с тобой говорили об именах Божиих?

ИЩУЩИЙ: Да, помню. И помню, что в Библии эти имена не ассоциируются с разными богами, а говорят об Одном. Но через эти имена действие Божие в мире воспринимается по-разному.

СВЯЩЕННИК: Такого имени — Отец — Ветхий Завет, действительно, не знает. И Христу важно, что Он открывает миру это имя. Здесь впервые речь заходит о Богосыновстве.

ИЩУЩИЙ: Это так важно?

СВЯЩЕННИК: Конечно. Ведь это ещё и титулатура Мессии в еврейском сознании. Поэтому Господь и благословляет Своего старейшего ученика: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17). Ибо понимание Иисуса, как Мессии, как Христа, являлось самым высшим пониманием того, Кто такой именно ходит и проповедует рядом с ними.

ИЩУЩИЙ: То есть апостол Петр воспринял Христа, как второе Лицо Святой Троицы?

СВЯЩЕННИК: До этого пока ещё далеко. Апостол только интуитивно подчеркнул особую близость Христа к Богу. Но Христос заострил на этом внимание, чтобы в будущем слово Петра проросло, как зерно. Но уже сказано очень важное: Сын Бога Живаго! Обещанный Царь Иудейский!

ИЩУЩИЙ: Мы же исповедуем Иисуса, как Бога?

 

Немыслимость принятия Христа как Бога

 

СВЯЩЕННИК: В том-то всё и дело, что Божество Спасителя было совершенно немыслимо для иудейского сознания, в том числе и для апостолов. Для язычника как раз очень просто представить себе родившегося бога, ибо в результате блудных связей олимпийцев кто только не появлялся на свет. А для евреев Бог — свят. Святой, по-еврейски, kadosh, буквально — отделённый. Отделённый от всего скверного, от всего мирского. То, что мы сейчас называем, трансцендентен миру, ничего общего с этим миром не имеющий в Себе Самом.

ИЩУЩИЙ: То есть, этого быть не может, потому что этого не может быть никогда?

СВЯЩЕННИК: Приблизительно так, но, главное, что никто и помыслить не мог, что по земле ходит Живой Бог.

ИЩУЩИЙ: А Христа это устраивает?

СВЯЩЕННИК: Да, устраивает, хотя Он неоднократно намекает на Своё Божественное происхождение. Он исцеляет больных, связывая их исцеления с прощением их грехов. Это приводит в раздражение законников: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Лк.5:21). На что Иисус отвечает однозначно: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Лк.5:24). Но фарисеям не по силам сделать вывод, что раз имеет право прощать грехи, значит, Он — Бог!

ИЩУЩИЙ: Не знакомы с формальной логикой?

СВЯЩЕННИК: Скорее, воспринимают это именно как богохульство, но на суде потом будут говорить о том, что божественные полномочия Господь Себе таки присвоил. Иисус спрашивает фарисеев, как они сами себе представляют, чьим сыном является Христос. И когда следует ответ, что Он — сын Давидов, то Господь цитирует Священное Писание: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Мф.22:43 — 45), и этим приводит фарисеев в полное замешательство.

ИЩУЩИЙ: Они не могли принять, что сын Давида больше Давида? Является господином самого Давида?

 

Хитрче[6] Христе

 

СВЯЩЕННИК: Еще пророк Исайя вопрошал: но род Его кто изъяснит? (Ис.53:8). Всё, что Иисус Сам иносказательно говорит о Себе, как о Мессии, о Своём предвечном бытии, вызывает только раздражение фарисеев: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин.8:56 — 59). И готовность фарисеев побить Его камнями свидетельствует о том, что они уловили в словах Христа свидетельство о Его надмирности и предвечности, но категорически отказались в это поверить.

ИЩУЩИЙ: Тогда почему же Христа устраивает то, что Его не опознают, как Бога, и при этом Он Сам готов утверждать Своё происхождение?

СВЯЩЕННИК: Для утверждения в вере тех, которые последуют за Ним после Его Воскресения. А при Его жизни на земле — это тайна для всех и прежде всего для дьявола.

ИЩУЩИЙ: То есть, и сатана не знает, что Он — Бог?

СВЯЩЕННИК: В том-то и дело, что не знает. Прежде чем Христос вышел на проповедь, Его сатана искушал в пустыне, и обращался к Нему именно как к Сыну Божию — не более того: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. <…> если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. <…> всё <…> дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф.4:3;6;9). Самый последний вопрос не оставляет в этом никаких сомнений: мог ли лукавый сделать Богу предложение, чтобы Тот, пав, поклонился ему? А Спаситель каждый раз отвечает словами из Священного Писания, автором которого, как мы уже выяснили, по сути своей, и является Он Сам. И после этого диавол отошел от Него до времени (Лк.4:13).

ИЩУЩИЙ: За кого же тогда принимал Его бес?

СВЯЩЕННИК: За последнюю надежду человека, за Мессию.

ИЩУЩИЙ: То есть, искушая Его, сатана надеется, что Иисус не устоит? Ну, на самом деле, как не соблазниться властью над всем миром? Тогда всё останется по-прежнему — диавол будет продолжать править бал на земле? Это только Чапаев отказался командовать армиями всего мира по причине незнания иностранных языков, а знал бы, точно бы согласился…

СВЯЩЕННИК: Именно так было с соблазнившимся Адамом. А Христос — Второй Адам, не поддавшийся дьявольским ухищрениям. Всё дело в том, что сатана прекрасно представлял себе, что перед ним — Сын Божий, что перед ним — Мессия, но то, что перед ним Живой Бог было от него сокрыто.

ИЩУЩИЙ: Я всё равно не понимаю, для чего это нужно Христу?

СВЯЩЕННИК: Когда Господь висит на кресте, пригвоздив мои грехи к этому древу, то это, вообще-то, — великое ликование дьявола: сейчас последний оплот Божий на земле спустится в преисподнюю, владыкой которой, по его собственному мнению, является сатана. Всё! Оттуда выхода нет! План Божий по спасению человека провалился!

ИЩУЩИЙ: С точки зрения сатаны?

СВЯЩЕННИК: Да. Но здесь ведь то, что называется военной хитростью: «Боже богов, и Господь господей, огненных чинов Содетелю, и невещественных сил Хитродетелю, небесных и земных Хитрче»[7], по-славянски, это особая степень Премудрости. Так говорит о Нём Василий Великий: Христос, как Хитрец, вводит дьявола в заблуждение своим человеческим видом, зраком, видом, раба, «мучителя крестом Твоим низложил еси, и змиа удицею вочеловечения Твоего привлекл еси, и узами мрака в тартаре посадив связал еси»[8].

ИЩУЩИЙ: Удицею вочеловечивания?

СВЯЩЕННИК: Да, буквально, как наживка на крючке… и ад проглатывает эту наживку. Помнишь, мы с тобой говорили, что смерть есть цель пришествия Христова в мир?

ИЩУЩИЙ: Теперь — понятнее. Телесная оболочка скрывает Бога, который принял мои грехи на Себя для того чтобы проникнуть в ад…

 

Сошествие во ад

 

СВЯЩЕННИК: Да. Он принимает грехи наши на Себя, чтобы пригвоздить их ко кресту: как через древо человек согрешил, так древом он и спасается. Крест становится ключом от врат ада. Но эти же врата по другую сторону открываются в Рай. На изображении Голгофы помещают анаграмму: МЛ РБ — Место Лобное Рай Бысть[9]. Христос Своею душою оказывается там, где, казалось бы, нет места Богу. Хотя псалмопевец Давид, предвосхищая это событие, восклицает: Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя (Пс.138:8 — 10)[10]. И Христос, проникая в преисподнюю, оказывается «во аде же с душею яко Бог»[11].

ИЩУЩИЙ: Он идёт на войну?

СВЯЩЕННИК: Это хорошо, что ты запомнил, что боевые действия лучше вести на территории противника… но самое главное, что сатана оказывается в этой войне один на Один не просто с Сыном Человеческим, не просто с Сыном Божиим, не просто с Пророком, даже не просто с Христом, а с Самим Богом, с Богочеловеком, Которого диавол никак не был готов встретить в своём логове. И боевые действия тут действительно нешуточные, особенно если учесть, что все войны в те времена, как правило, заканчивались одним днём, одним сражением, а тут — три дня…

ИЩУЩИЙ: То есть, не в одно мгновение?

СВЯЩЕННИК: Как минимум, тридцать три часа.

ИЩУЩИЙ: Столь чётко посчитано?

СВЯЩЕННИК: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:45 — 46).

ИЩУЩИЙ: Отец оставил Сына?

СВЯЩЕННИК: Богооставленность есть катастрофа, являющаяся условием смерти — смерть есть ад, а ад есть место, где вроде бы нет места Богу, как мы с тобой только что рассуждали. По мысли святителя Иннокентия Херсонского, Божество скрылось так в душе распятого Богочеловека, что человечество Его предано было всем ужасам беспомощной скорби. Без этого не может быть смерти. Это — предельная тяжесть последствий греха, когда Сын Божий добровольно допускает, чтобы его человеческая природа прочувствовала опыт разобщения с Богом[12].

ИЩУЩИЙ: Но Он же говорил: Я и Отец — одно (Ин.10:30)?

СВЯЩЕННИК: Радость пребывания с Отцом в любви обрывается, и это самое высшее страдание Иисуса Христа.

ИЩУЩИЙ: Наверное, нечто подобное испытал Адам, когда оказался перед закрытыми вратами Рая …

СВЯЩЕННИК: Наверное, нечто подобное испытывает каждый человек в своей тоске по Богу, но, скорее, это удел праведников… поэтому и сила этой тоски Христа нам всегда будет непостижима. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Это происходит по древнееврейскому исчислению времени в девятый час, то есть около трёх часов дня пятницы. А Воскресение Христово Церковь празднует в полночь следующего дня после субботы: Во еди́ну же от суббо́т (Ин.20:1).

ИЩУЩИЙ: И получается, как раз тридцать три часа. А суббота?

СВЯЩЕННИК: Это сошествие Христа во ад. Есть замечательное стихотворение Николая Караева «День без Бога».

ИЩУЩИЙ: День без Бога?

СВЯЩЕННИК: Да, ибо Господь в этот день сошёл в преисподняя земли[13].

 

                                              ДЕНЬ БЕЗ БОГА

 

       Настала суббота. Тела казненных сняли с креста и куда-то дели.

       Бессильный Пилат клянет на латыни провинциальную Иудею.

       Плачет по Рабби, забившись в угол, Петр, отрекшийся, но не предавший.

       Братья-апостолы бродят по улицам, шепчутся тихо о дне вчерашнем.

       Храм Господень по случаю праздника заполонили торговцы с братками.

       В имперской политике — без перемен, и так, вероятно, будет веками:

     Дранг нах аллем[14] и бремя римлян от Лондиния до Данубы.

       Только вот Савлу из города Тарс снится дорога в Дамаск — к чему бы?

       От осины к осине бредя, Иуда себе не находит места.

       Синедрион — и тот не молится. Шаббат, а стало быть сон, сиеста,

       Как и предписано тем Заветом, который уже оказался Ветхим.

       В чащу уходит отряд зилотов[15], тихо хрустят засохшие ветки.

       Все как всегда: суета внизу, а с неба Яхве взирает строго.

       Мало кто вообще заметил, что день оказался вовсе без Бога.

       Еще не попрана смертию смерть.

       Еще никто ничего не знает.

      “Хватит рыдать, — говорит Мария. — Прорвемся, слышишь?”

       И Петр кивает.

 

Образ в этом стихотворении дан удивительный, что мы до беспредельности осиротели. Это образ нашей человеческой Богооставленности.

ИЩУЩИЙ: Но это же — тоска!

СВЯЩЕННИК: по Богу, точнее по Его отсутствию в моей жизни, и она вполне может меня возвратить к Нему. Привести меня к поиску Его.

ИЩУЩИЙ: Вы хотите сказать, что это необходимо пережить?

СВЯЩЕННИК: Это, надеюсь, подлинное состояние Адама, когда он оказался пред вратами закрытого Рая. И пока я не влезу в его шкуру, подлинное покаяние, то есть возвращение к Богу, не начнётся. Тут самое время вернуться к стихотворению Дмитрия Быкова «Пасхальное»:

 

                                                     ПАСХАЛЬНОЕ

 

                                       …А между тем благая весть —

                                       всегда в разгар триумфа ада,

                                       и это только так и есть,

                                       и только так всегда и надо!

                                       Когда, казалось, нам велят —

                                       а может, сами захотели, —

                                       спускаться глубже, глубже в ад

                                       по лестнице Страстной недели:

                                       все силы тьмы сошлись на смотр,

                                       стесняться некого — а чё там;

                                       бежал Фома, отрекся Петр,

                                       Иуда занят пересчётом, —

                                       но в мир бесцельного труда

                                       и опротивевшего блуда

                                       вступает чудо лишь тогда,

                                       когда уже никак без чуда,

                                       когда надежда ни одна

                                       не намекает нам, что живы,

                                       и перспектива есть одна —

                                       отказ от всякой перспективы.

 

                                       На всех углах твердят вопрос,

                                       осклабясь радостно, как звери:

                                        «Уроды, где же ваш Христос?»

                                       А наш Христос пока в пещере,

                                       в ночной тиши. От чуждых глаз

                                       его скрывает плащаница.

                                       Он там, пока любой из нас

                                       не дрогнет и не усомнится

                                       (не усомнится только тот

                                       глядящий пристально и строго

                                       неколебимый идиот,

                                       что вообще не верит в Бога).

 

                                       Земля безвидна и пуста.

                                       Ни милосердия, ни смысла.

                                       На ней не может быть Христа,

                                       его и не было, приснился.

                                       Сыскав сомнительный приют,

                                       не ожидая утешенья,

                                       сидят апостолы, и пьют,

                                       и выясняют отношенья:

 

                                       — Погибло все. Одни мечты.

                                       Тут сеять — только тратить зерна.

                                       — Предатель ты.

                                       — Подослан ты.

                                       — Он был неправ.

                                       — Неправ?!

                                       — Бесспорно.

                                       Он был неправ, а правы те.

                                       Не то, понятно и дитяти,

                                       он вряд ли был бы на кресте,

                                       что он и сам предвидел, кстати.

                                       Нас, дураков, попутал бес…

 

                                       Но тут приходит Магдалина

                                       и говорит: «Воскрес! Воскрес!

                                       Он говорил, я говорила!»

                                       И этот звонкий женский крик

                                       среди бессилия и злобы

                                       раздастся в тот последний миг,

                                       когда еще чуть-чуть — и всё бы.

 

                                       Глядишь кругом — земля черна.

                                       Ещё потерпим — и привыкнем.

                                      И в воскресение зерна

                                       никто не верит, как Уитмен.

                                       Нас окружает только месть,

                                       и празднословье, и опаска,

                                       а если вдруг надежда есть —

                                       то это все еще не Пасха.

                                       Провал не так еще глубок.

                                       Мы скатимся к осипшим песням

                                       о том, что не воскреснет Бог,

                                       а мы подавно не воскреснем.

                                       Он нас презрел, забыл, отверг,

                                       лишил и гнева, и заботы;

                                       сперва прошел Страстной Четверг,

                                       потом безвременье субботы, —

                                       и лишь тогда ударит свет,

                                       его увижу в этот день я:

                                       не раньше, нет, не позже, нет, —

                                       в час отреченья и паденья.

 

                                       Когда не десять и не сто,

                                       а миллион поверит бреду;

                                       когда уже ничто, ничто

                                       не намекает на победу, —

                                       ударит свет и все сожжет,

                                       и смерть отступится, оскалясь.

                                       Вот Пасха. Вот ее сюжет.

                                       Христос воскрес.

                                       А вы боялись.

 

И, как гласит воскресный тропарь: «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе Безсме́ртный, тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́»[16], — то есть, когда Ты, Сам, будучи Бессмертной Жизнью, спустился к смерти, тогда Ты уничтожил ад Своим Божественным сиянием… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:5).

ИЩУЩИЙ: Свет Христов нестерпим для ада?

СВЯЩЕННИК: Невыносим.

ИЩУЩИЙ: Но сатана ведь этого ждал?

СВЯЩЕННИК: Ещё раз повторю: ад есть пространство, где, казалось бы, нет места Живому Богу. Но Бог проникает именно туда, делая существование ада бессмысленным и никчёмным для всякого, кто готов встретить своим сердцем Христа. Сатана никак не ожидал встретить там Самого Бога.

ИЩУЩИЙ: Да, уж, встреча, так встреча…

СВЯЩЕННИК: Ад озаряется светом Христовым. Важно понимать, за кем Господь туда спустился. Есть икона Воскресения Христова, иначе именуемая: «Сошествие во ад». На ней Христос, как бы в пасхальном яйце — в этом самом блистании Божества, освещающим и испепеляющим всю мерзость ада, — погружается в преисподнюю и протягивает руку Адаму и Еве, то есть, мне и тебе — за мной Он туда спустился! Сколько же ликования во всём облике Христа на этой иконе!

ИЩУЩИЙ: Мурашки по коже! Господь ликует, оттого что спасает меня!

СВЯЩЕННИК: Так важно, чтоб каждый верующий это понимал, чтобы выстраивались предельно личные отношения человека и Бога, чтобы каждый из нас не просто понимал, но и ощущал, что без Христа я из ада не выберусь, что Христос есть мой Спаситель.

ИЩУЩИЙ: Кажется, начинаю понимать…

СВЯЩЕННИК: Важно понимать ещё и то, что, в левом нижнем углу, как изображается на этой иконе, на коленях у люцифера примостилась маленькая фигурка с кошельком…

ИЩУЩИЙ: Это кто?

СВЯЩЕННИК: Душа Иуды, точнее, душа предателя… И я могу оказаться как на месте Адама, так и на месте Иуды, ибо ему там очень даже уютно…

ИЩУЩИЙ: И как же не оказаться на этих коленях?

СВЯЩЕННИК: Думаю, нам опять стоит прерваться, но мне бы хотелось, чтобы ты получше ориентировался в пространстве нашего разговора. Не мог бы ты к следующему разу прочесть хотя бы одно из четырёх Евангелий?

ИЩУЩИЙ: А какое именно?

СВЯЩЕННИК: Проще от Марка, но лучше бы от Матфея…

Ищущий: Постараюсь.




[1] Тропарь Святой Пасхи.


[2] Мысль, почерпнутая мною у митрополита Антония Сурожского, который в свою очередь ссылается на протопопа Аввакума.


[3] Флоренский Павел, священник. Иконостас // Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 103.


[4] «в Иордане освободивший Адама». Страстная седмица. Великая Пятница. Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа во Святый и Великий Четверток вечера, во 2-й час нощи (Во Святую и Великую Пятницу на утрени), (Антифон 15, глас 6).


[5] Мысль митрополита Антония Сурожского.


[6] Из Заклинательной молитвы свт. Василия Великого.


[7] Заклинательная молитва свт. Василия Великого.


[8] Молитва о доме, стужаемом от злых духов.


[9] Лобное место (Голгофа) стало раем.


[10] Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.


[11] Часы Пасхальные. Тропарь 8-го гласа.


[12] Святитель Иоанн Максимович.


[13] Н.Караев. “День без Бога”. “Альфа и Омега”, № 1 (42). 2005, с.331.


[14] «Натиск на восток», термин употреблялся в кайзеровской Германии в XIX веке и позже в нацистской пропаганде для обозначения немецкой экспансии на восток.


[15] Ревнители веры.


[16] Тропарь, глас 2.



Назад
Записаться на службу
blink
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер