ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Любовь к ближнему

 СВЯЩЕННИК: Прочёл?

ИЩУЩИЙ: Прочёл. Хорошо, что Вы оставили мне евангелиста Иоанна напоследок. Я и так не очень много уразумел, а иначе вообще попросту бы заблудился…

СВЯЩЕННИК: Рыбак, ставший Богословом! Свидетель самого сокровенного! То, что записано им не имеет аналогов. Это — горний полёт Духа.

ИЩУЩИЙ: Слог и звучание захватывают!

СВЯЩЕННИК: И это в русском переводе… А по-гречески звучит надмирно! И смысл играет особыми красками, и глубина неисчерпаемая…

ИЩУЩИЙ: Надо вчитываться и вчитываться…

СВЯЩЕННИК: Всё наше вероучение в значительной степени основано на тексте этого евангельского повествования. Если будешь регулярно притекать к этому источнику, то вчитаешься. А сейчас вернёмся к вопросу, которого коснулись в прошлый раз…

ИЩУЩИЙ: …что есть нечто очень важное, с чего начинается наша сокровенная жизнь во Христе?

СВЯЩЕННИК: Да. Мы уже этой темы слегка касались, но хотелось бы остановиться на этом поподробнее. Есть слова Христовы, Его заповедь каждому из нас: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Более того: велено любить и врагов (см.: Мф.5:44). То есть, нет таких людей, кого нам не заповедано любить.

ИЩУЩИЙ: А как к этому прийти?

СВЯЩЕННИК: Наверное, это — путь святости. Но и у нас, грешных, есть возможность всмотреться в каждого человека.

ИЩУЩИЙ: А что это даёт?

СВЯЩЕННИК: Я же говорил, что у Серафима Саровского получалось встречать с радостью каждого, кто к нему приходил? Мне кажется, что полюбить человека, означает, увидеть в нём этот самый сокрытый от нашего взора Божий образ.

ИЩУЩИЙ: Каким образом?

СВЯЩЕННИК: Через личный опыт.

ИЩУЩИЙ: Какой?

СВЯЩЕННИК: Понимаешь, я верю в то, что всякий человек хоть раз в жизни любил или, по крайней мере, влюблялся.

ИЩУЩИЙ: А в чём разница?

СВЯЩЕННИК: В глубине. Я как-то раз подловил на этом одну десятилетнюю девочку. Пришёл в её дом освящать квартиру, завязался разговор. Присутствовали и взрослые, и она, и разговор шёл вполне на равных. И когда вышли на тему любви, я так спокойно, но уверенно её спросил: “Ну, что? разве ты никогда не влюблялась что ли?” И она потупила глазки и смущённо кивнула головой — ей не хотелось врать.

ИЩУЩИЙ: Из этого Вы делаете вывод об универсальности человеческого опыта любви или влюблённости?

СВЯЩЕННИК: Ну, да, все возрасты покорны, как говорил Пушкин. Я, конечно, понимаю, что слишком мало у меня «проверочного» материала, но задавал-то я этот вопрос, ничуть не сомневаясь в ответе. Да, себя вспомни…

ИЩУЩИЙ: Ребёнком?

СВЯЩЕННИК: Хошь ребёнком, хошь взрослым — не имеет значения. Но перед тобой: две руки, две ноги, тыква, огурец — принципиально ничем не отличающийся от других подобных. И вдруг ты так всмотрелся в этого человека, что совершенно обалдел и почти на весь мир заорал: «Господи, какая красота!»

ИЩУЩИЙ: Ну, если честно, то спорить не буду…

СВЯЩЕННИК: А как ты думаешь, какие слова человек впервые произнёс на Земле?

ИЩУЩИЙ: «Мама»?

СВЯЩЕННИК: Это ж какая такая мама у Адама?

ИЩУЩИЙ: Ну, да. Точно… Тогда «Господи»?

СВЯЩЕННИК: С Богом у Адама вряд ли было вербальное, то есть, словесное, общение до грехопадения, хотя сильно спорить не буду. Ведь одно из имён Божиих — Слово, и человек является существом словесным, что отличает его от всего остального, сотворённого Господом. Конечно, и сейчас через слово, через молитву, мы можем находиться в общении с Богом. Но мне кажется, пока Евы не было, Адаму и разговаривать-то было не с кем. А как только Господь её из его ребра создал, так он в восхищении и завопил на весь мир: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт.2:23). По крайней мере, эта первая прямая речь человека, зафиксированная в Библии.

ИЩУЩИЙ: И суть всего в восхищении…

СВЯЩЕННИК: Восхи́щен, значит, приподнят над землёй, приподнят над всею обыденностью. Мы друг друга поднимаем над собой и над всем миром. Это, как у Окуджавы: «Просто мы на крыльях носим, то, что носят на руках»…

ИЩУЩИЙ: И тот, кем я восхищаюсь, в моих очах становится больше меня?

 

Любить грешника

 

СВЯЩЕННИК: Скорее всего, так. Хотя бы на какой-то небольшой промежуток времени, но некий человек становится тебе так дорог, что о себе почти не помнишь. Более того, христианину надлежит ненавидеть грех, но любить грешника.

ИЩУЩИЙ: Родных-то сил нет любить никаких, а Вы предлагаете любить тех, до кого мне и дела-то нет, по сути…

СВЯЩЕННИК: Вообще-то, это не я предлагаю, а Христос. Именно Он утверждает, что вера наша там, где любят не только близких и родных, но и тех, с кем нам по жизни очень даже неуютно: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44).

 

                                                  СТРАННОЕ СЛОВО

 

                                           Это, как это: «нелюблю»? —

                                           Нет на свете такого слова,

                                           Нет у нас для него основы

                                           Это слово я не люблю.

 

                                           Это как, мол, ты мне не дорог?

                                           Или: ты мне не дорога?

                                           Нам велели любить врага:

                                           Нас на свете — отнюдь не ворох.

 

                                           Здесь одна лишь любовь годна:

                                           Нас такой дефицит на свете —

                                           Одиноки мы на планете,

                                           А планета — совсем одна.

 

                                           И в промозглости звёздной пыли,

                                           Одиночество чуя ртом,

                                           Не пропасть бы нам всем гуртом —

                                           Невозможно, чтоб мы остыли.

 

                                           Это, как это: «нелюблю»? —

                                           Пусть не будет такого слова,

                                           В мире нет для него основы —

                                           Это слово я обрублю.

 

Причём «нелюблю» употреблено здесь как единое слово, единое понятие — слитно.

ИЩУЩИЙ: Вы считаете возможным обрубить эту частичку «не» в этом слове?

СВЯЩЕННИК: У нас выхода иного нет. Я думаю, лучше всего это обосновал Даниель Дефо: с какой верой, надеждой и решимостью вводит Робинзон Крузо в свою жизнь дикаря Пятницу из племени людоедов!

ИЩУЩИЙ: Истосковался по отсутствию человека в своей жизни?

СВЯЩЕННИК: Конечно. Если действительно по-настоящему представить нашу Землю как горошину, даже не как горошину, а песчинку во всей Вселенной, и представить, что обозримая жизнь осуществилась только на ней, что ни на Марсе, ни на Венере, ни на Альфе Центавра нет никаких признаков разума и жизни, а мы тут с жиру бесимся и умудряемся враждовать друг с другом, то понимаешь, что Homo Sapiens отнюдь не отвечает нашему самоназванию.

ИЩУЩИЙ: А какое бы название Вы предложили?

СВЯЩЕННИК: Homo stultus.

ИЩУЩИЙ: Это как?

СВЯЩЕННИК: Человек бестолковый. А, если ещё точнее, Человек глупый, хотя, дурак — это не глупый человек…

ИЩУЩИЙ: А какой?

СВЯЩЕННИК: Дурак — это тот, кто считает себя умнее, чем он есть на самом деле.

ИЩУЩИЙ: Своеобразная версия.

СВЯЩЕННИК: Я полагаю, что других не бывает.

ИЩУЩИЙ: Вы и себя туда же причисляете?

СВЯЩЕННИК: Когда я пришёл к этому выводу, жить стало гораздо легче: ты становишься менее требовательным к другим и, зная собственную слабость, более требовательным к себе. А иначе мы своей разумностью упиваемся.

ИЩУЩИЙ: Надо будет поразмышлять на досуге.

СВЯЩЕННИК: Просто, иногда разница между тем, что думает о себе «умник», и тем, что он представляет из себя на самом деле, настолько велика, что видна бывает невооружённым взглядом.

ИЩУЩИЙ: И что же сделать, чтобы поумнеть?

СВЯЩЕННИК: Дорожить друг другом вне зависимости от умности и глупости, ибо любой человек дорог Богу, так как за каждым Господь спускается в преисподнюю…

ИЩУЩИЙ: …дорога в которую, как известно, выстлана благими намерениями.

СВЯЩЕННИК: А эти благие намерения чаще всего совершаются по глупости. Поэтому глупость человеческая всё-таки очень большой грех.

ИЩУЩИЙ: Вы только что говорили о снисходительности к дуракам…

СВЯЩЕННИК: Дело всё в том, что Господь даровал мне мозги, а я ими либо не пользуюсь, либо пользуюсь плохо. А за грехи придётся отвечать. Тут, наверное, стоит вновь поднять тему о том, что мы живём в аду, что Адам был изгнан в ад…

ИЩУЩИЙ: …и что мы к этому аду очень даже привыкли…

 

Отблеск Райского света

 

СВЯЩЕННИК: Однако мы очень любим жизнь, и не собираемся срочно умирать именно оттого, что Рай мы всё-таки интуитивно ощущаем. И не только интуитивно, а именно практически его опознаём. И происходит это потому, что хоть капельку, но иногда мы умеем любить…

ИЩУЩИЙ: Потому что иногда любовь касается нашего сердца…

СВЯЩЕННИК: А ты понимаешь, почему Адам оказался-таки в аду?

ИЩУЩИЙ: Мне кажется, что наказание было слишком суровым…

СВЯЩЕННИК: Ты сомневаешься в благости Божией? Бог благ по определению. Мы, кажется, уже разбирали это? Тут проблема в отпадении сатаны.

ИЩУЩИЙ: Сатаны?

СВЯЩЕННИК: Да. Мне как-то мальчишка, лет девяти[1], задал вопрос, почему светоносный ангел не захотел быть с Богом, восстал против него?

ИЩУЩИЙ: И что Вы ответили?

СВЯЩЕННИК: Я даже не знаю, хватило ли мне аргументов, чтобы убедить столь юного человека? Я старался говорить, как можно проще. Бог есть любовь, и Он дарит её всему сотворённому Им. И от ангелов и от человека Он ждёт ответной любви. А, если я кого-либо люблю, я устремляю на него свой взор, свой взгляд, и чем сильнее я люблю, тем сильнее я вглядываюсь в того, кого люблю.

ИЩУЩИЙ: Не могу оторваться?

СВЯЩЕННИК: Есть же такое выражение: ненаглядный. И понятно, концу и краю таковому вглядыванию нет и быть не может, ибо только любовь делает меня по-настоящему живым. Но, как только я отрываю свой взор от другого и устремляю его на себя, любовь обрывается. Именно это и произошло с сатаной. Он оторвал свой взгляд от Бога и залюбовался собой. И любовь оборвалась. И жизнь, укоренённая в Боге, оборвалась…

ИЩУЩИЙ: И появился ад…

СВЯЩЕННИК: С Адамом, с человеком, происходит, приблизительно, то же самое. Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15).

ИЩУЩИЙ: То есть условием сохранения взаимоотношений с Богом, когда мы связаны с Ним узами любви, является исполнение заповедей?

 

Путь из ада

 

СВЯЩЕННИК: Именно так. И именно это условие нарушает Адам.

ИЩУЩИЙ: И любовь, а, значит, и жизнь обрываются…

СВЯЩЕННИК: Одно из самых достоверных определений ада дал Достоевский устами старца Зосимы: «“Что есть ад?” Рассуждаю так: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”»[2]. Мы оттого и в аду, что любить по-настоящему не умеем. И, что самое страшное, бываем способны разлюбить. А когда любовь касается нашего сердца, мы ощущаем себя причастниками вечности. И поэтому мы живём не совсем в аду, то есть мы в аду не всегда. Но именно потому, что плохо умеем любить, живём всё-таки, в основном, в аду…

ИЩУЩИЙ:                      Ты знаешь ли, какая малость

                                           Та человеческая ложь,

                                           Та грустная земная жалость,

                                           Что дикой страстью ты зовешь?[3]

 

Теперь мне стали более ясными слова Блока…

СВЯЩЕННИК: Справедливости ради надо сказать, что это слова демона…

ИЩУЩИЙ: Это вносит дополнительный нюанс восприятия…Но, наверное, именно потому, что это ощущение, ощущение любви, живо во мне, я, поначалу, с оторопью и недоверием отнёсся к Вашим словам об аде. Но, кажется, Вы всё расставили по своим местам.

СВЯЩЕННИК: Есть ещё одно наше непосредственное переживание, поднимающее нас из ада.

ИЩУЩИЙ: Какое?

СВЯЩЕННИК: Когда мы на Литургии.

ИЩУЩИЙ: Да, я запомнил это, из Мандельштама: «И Евхаристия, как вечный полдень длится…»

СВЯЩЕННИК: Но ведь это место нашего благодарения, когда мы Богу приносим всю свою любовь. Но принести ее невозможно, когда есть в душе хоть какая-то неприязнь к тем, кто стоит рядом со мной, с кем я разделяю единство общего делания во Христе, Литургию. И даже, если я имею неприязнь к тому, кто находится вдалеке от меня, Евхаристия невозможна. Она будет лицемерной.

ИЩУЩИЙ: Наверное, потому Господь и даёт нам Свою новую заповедь: да любите друг друга (Ин.13:34)?

СВЯЩЕННИК: В любви важно понять, что это твой личный духовный опыт. Сил человеческих так увидеть другого человека никогда не хватит. Это Бог открывает мне очи и показывает красоту другого, которая приводит меня в восхищение.

ИЩУЩИЙ: Но тогда это оправдывает всякую влюблённость?

СВЯЩЕННИК: Не совсем. Во-первых, любовь гораздо глубже влюблённости, а, во-вторых, влюблённость должна перерасти в любовь…

ИЩУЩИЙ: …иначе это пустые потуги?

СВЯЩЕННИК: Да, но для того чтобы второй раз влюбиться, я должен отвернуться от первой своей любви, а это уже небрежение к тому дару, который Господь мне вручил. Важно, что в подлинной любви, по мысли владыки Антония Сурожского, люди смотрят уже не столько друг на друга, сколько а в одну сторону, то есть на Бога[4], ибо образ должен приводить к первообразу — в этом вся суть иконопочитания! И ещё раз повторяю: любовь и влюблённость — это не совсем одно и то же. Во влюблённости всё-таки много земного. А в любви — только духовное торжество. Как опыт постижения тайны любви, опыт влюблённости вполне подходит, ибо ощутим. Влюблённость к любви подводит, но дальше — храни дар Божий.

ИЩУЩИЙ: И это ощущается, как чудо?

СВЯЩЕННИК: Конечно, как чудо. А взаимная любовь — это вообще чудо из чудес!

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Ну, сам подумай. Я, положим, люблю Машу, но с какой стати Маша должна полюбить меня? Она с куда большей вероятностью может полюбить Петю, ибо перед её очами мелькает масса иных лиц, а Петя мелькает чаще, при этом Петя, куда с большей вероятностью может устремить свой взор на Катю и так далее. Если не подразумевать Того, Который направляет наши очи друг на друга, то взаимная любовь, по моим понятиям попросту невозможна.

ИЩУЩИЙ: У древних римлян это был Амур…

СВЯЩЕННИК: Амур — проказник. В древнем мире акцент поставлен на эрос, эротическую составляющую.

ИЩУЩИЙ: Похоже, что в наши дни мы возвращаемся к античным идеалам…

СВЯЩЕННИК: Увы. Но возможно, даже страшнее: античность провозглашала идеалы эротики, а наше время — сексуальности. А в Христианстве отношение к любви трепетное и оно настаивает на слиянии прежде всего душ и только потом тел. Как раз наличие в жизни взаимной любви, в своей реальности попирающей теорию вероятности, является с моей точки зрения абсолютным доказательством Божия присутствия в мире и Его участия в непосредственной жизни человека: браки-то заключаются на небесах.

ИЩУЩИЙ: А мы Христом призваны к любви…

 

Дружба

 

СВЯЩЕННИК: И если учесть, что дружба — это высшее состояние любви…

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Потому что абсолютно бескорыстна. Можно любить и не быть друзьями, но быть друзьями и не любить невозможно. А это означает, что призваны мы всматриваться друг в друга и опознавать этот образ Божий в каждом, кто рядом с нами и ощущать каждого другом и чадом Божиим, а себе братом или сестрой. И в этом — тоже суть Православия.

ИЩУЩИЙ: Быть другом Божиим?

СВЯЩЕННИК: Да. Именно к этому и призывает нас Господь: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:14 — 15). И во Христе все мы — братья и сестры…

ИЩУЩИЙ: Поэтому-то, наверное, батюшки часто и начинают свои проповеди словами: «Братия и сестры о Христе…»

СВЯЩЕННИК: Впервые я это услышал ещё молодым человеком по магнитофонным записям из уст одного из самых знаменитых проповедников 70-х годов ХХ века, отца Всеволода Шпиллера… До сих пор эти слова для меня так значимы…

ИЩУЩИЙ: Вы слушали записи его проповедей?

СВЯЩЕННИК: В 90-е годы, когда я пришёл к вере, объём литературы и материалов для становления в Православии был крайне скудным. И поэтому слова из проповедей отца Всеволода, посвящённых Страстям Христовым, звучат в моей душе по сей день: вера наша и крест Христов распростёрты «над всеми земными оптимизмами и пессимизмами» и, безусловно, их покрывают. Ибо упование наше укоренено в глубине веков, пролито потом и кровью праведников и мучеников, познавших Бога всей своею жизнью, и врата ада никогда нашей веры не одолеют.

ИЩУЩИЙ: Праведников и мучеников?

СВЯЩЕННИК: Мученик, по-гречески, μάρτυϛ, свидетель. Свидетель бытия Божия, бытия Христова в мире. Они всегда существовали в мире достаточно безбожном. На этих свидетелях и праведниках держится мир. На них же держится и живёт наша Россия. И так как вера эта основана Богом и проложена через Адама и Ноя, Авраама и Исаака, Иакова и его сыновей, Моисея и Давида, пророков и апостолов, мучеников и святителей, преподобных и праведников, то упование это — незыблемо.

ИЩУЩИЙ: Если хоть чуть-чуть представлять себе течение Священной истории, то такое перечисление впечатляет…

СВЯЩЕННИК: И важно то, что вера наша перетекает благодатным потоком от одного к другому. Если человек не увидит в очах другого человека огня, горения, то вряд ли он войдёт по-настоящему в этот поток веры. Будет какое-то скучное бывание. Будет тупое исполнение правил, которое выхолащивает живую веру: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл[5], а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр.3:1516).

ИЩУЩИЙ: Это откуда?

 

Иоанн Богослов

 

СВЯЩЕННИК: Из Апокалипсиса, Откровения Иоанна Богослова, последней книги Священного Писания. Так Агнец, Христос, призывает нас к горячей вере, к вере, которая, как говорил Достоевский, прошла через горнило сомнений. Иначе это и не вера. А ты не задумывался, как это из рыбака получился Богослов? Ведь этих людей, наименованных Богословами, за всю историю Церкви только три: Иоанн, Григорий и Симеон Новый — больше нет!

ИЩУЩИЙ: Исходя из Ваших слов о перетекании веры от одного к другому, смею предположить, что живая благодать перетекла от Христа к нему…

СВЯЩЕННИК: Безусловно, это так. Но она же изливалась и на других учеников. Это апостольская благодать. И поэтому неграмотные рыбаки смогли проповедовать так, что тысячи им поверили. Хотя, если говорить об Иоанне Богослове: то, что доверял ему Спаситель, ни в какое сравнение с другими не идет. Конечно, человек этот был особо духовно одарённым. Недаром же он ещё юношей прибежал на проповедь Иоанна Предтечи и ходил за ним, пока не встретил Самого Господа.

ИЩУЩИЙ: А встретив Христа, стал Его любимым учеником…

СВЯЩЕННИК: И присутствовал, как при беседе с Никодимом, так и при молении о чаше в Гефсиманском саду[6].

ИЩУЩИЙ: Но в Евангелии сказано, что все ученики спали?

СВЯЩЕННИК: А кто ж тогда всё услышал? Услышал и записал, и не стал себя выделять. Но есть ещё одна тонкость, когда Господь на кресте усыновляет его Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.19:26 — 27)[7].

ИЩУЩИЙ: Куда?

СВЯЩЕННИК: Дом Иоанна Богослова находился неподалёку от Сионской Горницы, либо в дом отца своего, Зеведея, на Генисаретском озере. О Матери же Божией сказано, что Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк.2:19): и слова архангела Гавриила, и слова праведного Симеона Богоприимца, и ангельское благовестие пастухам, и весь пророческий дух, почерпнутый из чтения Священного Писания. Она же в утробе Своей носила Самого Бога и сроднилась с Ним плотью Своей! И вот при совместном житии переливалось от Неё в будущего Богослова столько благодати, что преобразило его жизнь в горний полёт парящего орла, который и символизирует этого евангелиста, так отличающегося от всех своих собратьев. Именно присутствие Матери Божией в жизни апостола Иоанна сформировало его окончательно, как ученика, воспринимающего дыхание Святого Духа.

ИЩУЩИЙ: Интересная мысль [8]

СВЯЩЕННИК: И как же печально, что некоторые протестантствующие — христиане как-никак! — столь непочтительно относятся к Ней, Честнейшей Херувим, и славнейшей без сравнения Серафим. Интересно, что у Владимира Соловьёва, в его «Трёх разговорах»[9], проводится идея, что покровителем католиков является апостол Петр, протестантов — апостол Павел, а православных — апостол и евангелист Иоанн Богослов.

ИЩУЩИЙ: А это соответствует действительности?

СВЯЩЕННИК: Думаю, что да. Папа Римский подчёркивает свою преемственность от апостола Петра, и этим пытается обосновать своё главенство в мире, и Римский собор освящён в честь него. Апостол Павел, послания которого побуждают размышлять, естественно, вполне соответствует большей теоретической, нежели богослужебной направленности протестантизма, а православным остаётся мистическое, таинственное богословие, поднятое вслед за Апостолом Любви — так называют евангелиста Иоанна — Отцами Церкви. И это богословие более практическое, нежели теоретическое.

ИЩУЩИЙ: Вы постоянно проводите мысль о преимуществах христианства, и в первую очередь, Православия в спасении и близости человека к Богу. При этом признаёте, что Бог настолько справедлив и человеколюбив, что Он может спасти и грешника, и иноверца. Опять же, постоянно подчёркиваете, что Бог всегда был Един, даже будучи Триедин! Почему Вы постоянно на этом настаиваете?

СВЯЩЕННИК: Мысль не во всём соответствует моему пониманию веры. Во-первых, потому что я полагаю Бога не справедливым, а милостивым, а, во-вторых, отношусь к любой вере, как к самому главному в человеческой жизни. Я уважаю любого иноверца за его непримиримость к иным взглядам. Иначе это ведёт к аморфной толерантности, размывающей основы бытия человека. Потому и ратую за то, чтобы не было мутности.

ИЩУЩИЙ: Вообще, для людей, с малолетства не воцерковлённых, типа меня, всякого рода догматы и нюансы веры, при попытке с этим миром соприкоснуться, определяющего значения не имеют.

СВЯЩЕННИК: Я думаю, не только потому, что ты «с малолетства не воцерковлён», но ещё и потому, что ты не знаешь догматики и вряд ли читал Владимира Лосского — а это подлинная поэзия — причём, на мой взгляд, несокрушимая! Но какие бы догматические расхождения не возникали между нашими христианскими конфессиями, это не значит, что мы не чтим остальных апостолов — Петров пост тому порукой.

ИЩУЩИЙ: И что из этого следует?

СВЯЩЕННИК: Исходя из слов Христа об апостоле Иоанне: Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (Ин.21:22) мы до сих пор находимся под его живым покровительством в особом усыновлении Матери Божией. Вот, послушай:

 

                                            ПЕРВОАПОСТОЛЫ

 

                                  Один был Пётр, другой — Павел.

                                  Один горел, другой плавил

                                  Словом огненным сердца тех,

                                  Кто разуверился и не ждал утех.

                                  Один к народу Божьему обращал слова,

                                  Другой — к язычникам, кто едва-едва

                                  Способен был породить ответ

                                  На любовь Отца — Его Тихий Свет.

                                  Один из них никак не мог забыть петуха,

                                  Во дворе Каиафы, прогорланившего на века,

                                  Другой с содроганием и болью глаз

                                  Помнил свет слепящий по дороге на пути в Дамаск.

                                  Но боль раскаяния позволяла каждому

                                  Писать послания такие важные,

                                  Что отныне на самом деле

                                  Во Христе нет ни эллина, ни иудея.

 

                                  Но был ещё юноша Иоанн Воанергес,

                                  В его душу бес так и не пролез.

                                  И, несмотря на то, что назван он был Сыном Грома,

                                  Вера его была потаённа и укромна.

                                  Бог открыл ему очи, и он, тайнозритель,

                                  Впитывал всё, что говорил Спаситель.

                                  Он в тот памятный вечер возлежал на груди Христа —

                                  И только один знал, кто Его предаст.

                                  Пламенный Пётр на его месте

                                  Убил бы Искариота — нет, не из мести,

                                  А чтобы не допустить

                                  Предательство и корысть.

                                  А сын Зеведея тихо внимал и молчал,

                                  Ибо так доверял Началу Начал,

                                  Что знал, раз Учитель идёт на смерть,

                                  То ад навсегда прекратит свою круговерть.

 

По-моему, это многое объясняет…

ИЩУЩИЙ: То есть, самая незамутнённая истина — в Православии?

 

Конфессиональные особенностия

 

СВЯЩЕННИК: Конечно, Западное христианство — это христианство, и Иисуса Христа католики и протестанты чтут, и об этом не следует забывать. Но во всякой вере есть слабости и замутнённости. В католичестве — это три догмата, и прежде всего, примат папы, и утверждение, что он наместник Христа на земле.

ИЩУЩИЙ: А почему мы этого не принимаем?

СВЯЩЕННИК: У нас нет Христова наместника — Господь Сам всё совершает таинственным образом, а мы Ему сослужим. Второе — это исхождение Святого Духа от Отца и Сына, так называемое, филеокве.

ИЩУЩИЙ: Что это такое, и что в нём не так?

СВЯЩЕННИК: Когда в IV веке был сформулирован «Символ веры», то Отцы Церкви очень чётко определили, что ничего ни прибавить, ни изменить в нём нельзя. И должен сказать, что каждая фраза там оттачивалась и проверялась будь-будь! А там о Духе Святом сказано: «иже от Отца исходящего», Который от Отца исходит, так что само добавление «и Сына» уже является нарушением святоотеческой традиции.

ИЩУЩИЙ: А это столь существенно?

СВЯЩЕННИК: Да. Если Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, то тем самым Он становится как бы вспомогательным Отцу и Сыну, и происходит выделение двоицы из Троицы.

ИЩУЩИЙ: Но иначе получается, что Отец превыше всех?

СВЯЩЕННИК: В Евангелии имеется свидетельство о том, что есть нечто, ведомое только Отцу (см.: Мф.24:36). Святитель Григорий Богослов говорит о том, что он готов признать преимущество Отца, но своим предпочтением боится оскорбить Создателя. Действительно: Отец рождает Сына прежде всех век, и от Отца исходит Дух Святой. Но и Сын, и Дух обладают всей полнотой Божества. Это православное учение. Отец не умаляет, не ущербляет ни Сына, ни Духа Святого.

ИЩУЩИЙ: И на этом мы стоим?

СВЯЩЕННИК: Да. И ещё: если Дух исходит от Сына, а Христос — это воплотившийся Сын, а Церковь — это Тело Христово, то всё что исходит из среды Церкви, говорит о её непогрешимости, и таким образом становится возможным оправдать всякую ересь, например, примат папы.

ИЩУЩИЙ: Пожалуй, это действительно важно…

СВЯЩЕННИК: Да уж, недаром копья ломаются… И третье расхождение — это непорочное зачатие Матери Божией.

ИЩУЩИЙ: Но она же и есть Непорочная?

СВЯЩЕННИК: Тут суть в том, что Её родители, якобы зачали Деву Марию, если я правильно понимаю, непорочно, то есть безсеменно. Именно так мы исповедуем зачатие Иисуса Христа, а каким образом это могло произойти у Иоакима и Анны, понять невозможно. Но, в любом случае, если это допустить, то Матерь Божия не совсем уже и человек. То есть, Она — не Та Жена, семенем Которой спасается мир — семени-то у Неё Самой нет. Значительны у нас со временем стали и молитвенные расхождения, и отношение ко греху. Но о грехе, я, кажется, уже говорил, возвращаться не будем. И, наверное, очень существенным является отношение к Фаворскому свету…

ИЩУЩИЙ: А тут суть в чём?

СВЯЩЕННИК: В споре святителя Григория Паламы и Варлаама. В это, наверное, сегодня углубляться не стоит, но суть в том, что Православие не приняло римскую точку зрения, определяющую свет, осиявший апостолов на Фаворе, как тварный.

ИЩУЩИЙ: Какой?

СВЯЩЕННИК: Тварный, сотворённый Богом, ничем по своей природе не отличающийся от всего мира, от всего мирского.

ИЩУЩИЙ: А что об этом думает Православие?

СВЯЩЕННИК: Что Фаворский свет Преображения — это явление Самого Бога, присутствие Которого восприняли апостолы.

ИЩУЩИЙ: И что из этого вытекает?

СВЯЩЕННИК: Попробую кратко: если этот свет тварен, то только его может созерцать человек, и невозможно человеку непосредственно прикоснуться к Божией благодати, ощутить Божие действие, Божие присутствие в мире. То, во что человек может проникнуть, не соединяет его непосредственно с Самим Богом, и вера наша перестаёт быть живой.

ИЩУЩИЙ: Это так важно?

СВЯЩЕННИК: Целью православной жизни, по мысли преподобного Серафима Саровского, является стяжание, то есть приобретение в сердце Духа Святаго, — стать Богом по благодати.

ИЩУЩИЙ: Задача, мягко говоря, не шуточная…

СВЯЩЕННИК: А разве есть смысл размениваться по мелочам? Спасение, оно и есть спасение. В конечном итоге это неприятие привело мир к обществу потребления, ибо Град Небесный недостижим, и надо обустраивать жизнь тут, на земле.

ИЩУЩИЙ: А с протестантами?

СВЯЩЕННИК: Протест никогда ни к чему доброму не приводит. Во всяком случае, в духовном плане. Бедолаги протестовали против клерикализма и «из купели выплеснули воду вместе с младенцем»[10]. Действительно, в конце Средних веков некоторые представители Западной Церкви своей небрежностью дискредитировали Литургию…

ИЩУЩИЙ: Это как?

СВЯЩЕННИК: Доходило до того, что любой священник, не имеющий прихода, мог чуть ли ни на рынке, купив хлеб, благословить его и таким образом устроить причастие. Ты знаешь, откуда возникло выражение «фокус-покус»?

ИЩУЩИЙ: Нет.

СВЯЩЕННИК: Hoc est Corpus — Сие есть Тело [Мое]. Произнёс монах такую фразу, перекрестил, и хлеб стал телом Христовым. Чем тебе не фокус-покус.

ИЩУЩИЙ: Действительно, на грани анекдота…

СВЯЩЕННИК: То есть, основания для протеста, конечно, были. В конце концов, они протестовали во многом против того, что изначально отвергли православные, но исследовать опыт Восточной Церкви не удосужились, ибо сам протест чаще бывает более важным, нежели поиск истины. Увы, именно таинственная церковная жизнь и была в значительной степени подвергнута ревизии, и в своём упрощенчестве они теперь никогда не остановятся.

ИЩУЩИЙ: И к чему привели эти протесты?

СВЯЩЕННИК: Практически к полному упразднению таинственной жизни У самых ранних протестантов ещё сохранялись какие-то таинства, пусть и сильно сокращенные. А дальше они стали дробиться между собой, что продолжается и по сей день. У них нет священства, по крайней мере, в нашем, православном понимании, ибо нет церковной иерархии, нет и апостольской преемственности[11]! Это так же, как и у наших старообрядцев, особенно беспоповцев — столько толков! — и каждый друг друга не признаёт.

ИЩУЩИЙ: А у православных?

 

Дом Евфрафов

 

СВЯЩЕННИК: У Православия нет слабых мест, кроме одного…

ИЩУЩИЙ: Всё-таки есть?!

СВЯЩЕННИК: Мы об этом уже говорили, причём именно ты поднимал эту тему: слабое место — мы сами… если б не мы, православные, думаю, мир давно бы спасся. Есть даже замечательный анекдот на эту тему.

ИЩУЩИЙ: Да?

СВЯЩЕННИК: Новый русский подходит к священнику: «Батюшка, представляете, иду по улице. Костёл. Открывают двери, приглашают, усаживают на скамью, играют на органе, поят чаем. Приглашают заходить ещё. Иду дальше. Баптистский молельный дом. Открывают двери, приглашают, усаживают, поют спиричуэлсы, подают кофе, намекают на новую встречу. Иду дальше. Православный храм. Вхожу. Третья ответственная по левому подсвечнику промасленной тряпкой лупит меня по белому кителю, мол, не так стоишь, не так свечку держишь…, батюшка, я же бизнесмен! Я ж понимаю, что хороший товар не впаривают!»

ИЩУЩИЙ (смеётся): Понятно…     

СВЯЩЕННИК: Знаешь, кто самый православный человек на свете?

ИЩУЩИЙ: Нет...

СВЯЩЕННИК: Карлсон, который живёт на крыше!

ИЩУЩИЙ: Это как?

СВЯЩЕННИК: Полный разгильдяй, простодушный хитрец, даже слегка лукав, самовлюблённое хамло, сластёна, чревоугодник, авантюрист без какого бы то ни было чувства ответственности…

ИЩУЩИЙ: Шутите?

СВЯЩЕННИК: Конечно, шучу. Но самое главное, что у него на всё только одно: «Спокойствие! Только спокойствие!» и «Пустяки, дело житейское!»

ИЩУЩИЙ: То есть, полное упование на Божий Промысл?

СВЯЩЕННИК: Ага. Как говорил Бердяев, русский человек не может быть порядочным, правда, он может быть святым. На Западе, похоже, обыденной порядочности значительно больше, чем у нас.

ИЩУЩИЙ: Возможно, это наследие советской власти?

СВЯЩЕННИК: Я бы не стал всё сваливать на неё. В конце концов, «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это во многом вариант Нагорной проповеди Спасителя, правда, без Бога. Конечно, то, что в результате войн, репрессий и коллективизации практически вырезан основной костяк мужского населения, причём лучшего, и теперь храмы наполняют, в основном, женщины — это факт. Но Бердяев-то писал о дореволюционном времени. И храмы рушили наши соотечественники…

ИЩУЩИЙ: И вера не помогает?

СВЯЩЕННИК: Ещё как помогает. Если бы не вера, давно бы пропали. А вера позволяет возвращаться ко Христу через покаяние. На Западе есть великие святыни… я имею в виду даже не те, которые были до разделения Церкви на Западную и Восточную, а те, которые возникли позднее.

ИЩУЩИЙ: После разделения мира на Католичество и Православие?

СВЯЩЕННИК: А ты в курсе, что наша Церковь называется Кафолической?

ИЩУЩИЙ: Нет.

СВЯЩЕННИК: Это как Фома и Томас — разное произношение одной и той же буквы. Означает — Вселенская. Поэтому я предпочитаю говорить о Западной и Восточной. Так вот, на Западе есть святыни, которые нам дороги, но мы их только созерцаем.

ИЩУЩИЙ: Почему?

СВЯЩЕННИК: Потому что произошло разделение Церквей, и теперь у нас нет евхаристического общения. То есть мы вместе не причащаемся.

ИЩУЩИЙ: Это так важно?

СВЯЩЕННИК: К великому сожалению, да.

ИЩУЩИЙ: И что мешает соединению?

СВЯЩЕННИК: Вера зиждется на догматах. Это, как Конституция: измени Конституцию, и будет другое государство. Запад, в нашем понимании изменил Конституцию, добавив в неё новые статьи. В отличие от наших старообрядцев, с которыми у нас нет никаких догматических расхождений, и они упёрлись только в обряд. Но Дух Божий дышит, где хочет. И само наличие святынь говорит о том, что Богу дороги люди, и Он их будет всегда укреплять в самом главном: в их вере во Христа и Матерь Божию.

ИЩУЩИЙ: И что же это за святыни?

СВЯЩЕННИК: Например, явление Матери Божией в Гваделупе, которое привело к массовому добровольному крещению ацтеков, монастырь Монтсеррат в Испании, мощи святых угодников и святыни, оказавшиеся в Европе после Крестовых походов, та же Туринская Плащаница, потрясающие соборы Европы и многое другое.

ИЩУЩИЙ: И как же к этому относиться?

СВЯЩЕННИК: Как к тому, что Богу все дороги, и по чистоте веры самых простых людей Он и Богородица не оставляют их Своим заступничеством.

ИЩУЩИЙ: Значит, Богу не важна догматика?

СВЯЩЕННИК: Думаю, что правильность веры, то есть верное Его прославление Богу важно. Но далеко не всякий человек бывает способен вместить все тонкости вероучения, тем более, когда он с рождения воспитывается в определённой традиции. Так что же? Наплевать на них?

ИЩУЩИЙ: Наверно, нет.

СВЯЩЕННИК: Ты знаешь, если подходить ко всему формально, то получается странная петрушка…

ИЩУЩИЙ: Какая?

СВЯЩЕННИК: Можно, наверное, крепко стоять на позиции, что спасаются только верные Богу люди, то есть православные. Это вполне вписывается в то, что путь спасения узок: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13 — 14).

ИЩУЩИЙ: Вы хотите поспорить с Самим Христом?

СВЯЩЕННИК: Нет. Но, когда я представляю себе картинку, что в Рай идут только православные, а их не так уж много в мире, да ещё и подавляющему большинству этих православных протиснуться сквозь эти узкие врата вряд ли удастся, то я понимаю, что тех, кто пройдёт-таки ими — ничтожное количество.

ИЩУЩИЙ: И что тогда?

СВЯЩЕННИК: А, то, что КПД при творении всего мироздания ничтожно мало. А я не могу так плохо думать о Господе Боге. Конечно, если всмотреться в весь окружающий нас мир, и в то, что наша Земля абсолютно уникальна…

ИЩУЩИЙ: В каком смысле?

СВЯЩЕННИК: В том, что разум и жизнь существует только на ней:

 

                                                    СОЛНЦЕ

 

                    Рядовая звезда — никаких исключительных качеств,

                    Кроме третьей орбиты, включённой в твою круговерть:

                    Жизнь есть допуск чудес, а иначе — лишь комплекс чудачеств,

                    За которым царит во Вселенной бессмыслица-смерть…

 

ИЩУЩИЙ: Вы не верите во внеземные цивилизации?

СВЯЩЕННИК: Откровенно говоря, нет. Но даже, если предположить, что они существуют, то как сказал замечательный советский астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский, мы одиноки во Вселенной[12]. Он имел в виду, что достичь с ними контакта не реально ни в какой отдалённой перспективе.

ИЩУЩИЙ: А если они всё-таки есть, и мы наладим с ними контакт?

СВЯЩЕННИК: Тогда нам придётся преподать им Евангелие (смеётся).

ИЩУЩИЙ: И, что же следует из нашей уникальности, и как это примирить с узкими вратами?

СВЯЩЕННИК: Я думаю, что эти узкие врата узки для каждого из нас. Мне придётся протискиваться сквозь них, и их узость должна соскрести всю толщу моих грехов.

ИЩУЩИЙ: Как ножом?

СВЯЩЕННИК: Думаю, что в этом суть оправдания страданий.

ИЩУЩИЙ: Оправдания боли?

СВЯЩЕННИК: Боль и страдания необходимы. Смерть и страдания, связанные с ней, и переход в жизнь вечную — это как масса плоти, помещённая в мясорубку с одним отверстием, и всё лишнее и ненужное для этой вечной жизни отсекается, и условием этого отсечения являются страдания.

ИЩУЩИЙ: Жутковатый образ…

СВЯЩЕННИК: Но и Спаситель мира не мог обойтись без страдания и боли, чтобы избавить человека от ада. А когда человека отпевают, то о мучениках и их страданиях говорится: «прообразу́ют я́ве твое́ заколе́ние»[13]. Но это соотносится и с усопшим.

ИЩУЩИЙ: Вы опять настаиваете на личных взаимоотношениях человека с Богом?

СВЯЩЕННИК: Я об этом никогда не забываю. Более того, я считаю, что весь мир создан только для меня одного.

ИЩУЩИЙ: Только для меня одного?

СВЯЩЕННИК: Да. Если внимательно всматриваться в свою жизнь, то участие Бога в ней не может не поражать! Действительно, складывается впечатление, что Он только мной одним и занят.

ИЩУЩИЙ: Всё Своё время Он уделяет мне?

СВЯЩЕННИК: Да. Но чем больше я об этом думаю, тем больше понимаю, что всё Своё время Он также уделяет и тебе, и всякому человеку, живущему и когда бы то ни было жившему на земле.

ИЩУЩИЙ: И на всех Ему хватает времени и забот?

СВЯЩЕННИК: Да. Он же всё творит из вечности. Мы очень дороги Господу Богу, и дорог Ему каждый человек. И Он взывает к каждому из нас: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23:26). Наверное, Богу больше ничего от нас не надо.

ИЩУЩИЙ: Богу нужна наша любовь к Нему?

СВЯЩЕННИК: Это — главная заповедь. Но православные люди веру и её истинность ощущают душой. Есть сказание, как один святой жизни священник, совершал Литургию в сослужении ангелов…

ИЩУЩИЙ: Это как?

СВЯЩЕННИК: Он был такой праведной жизни, что во время службы лицезрел Небесные Силы.

ИЩУЩИЙ: И такое бывает?

СВЯЩЕННИК: Такое бывает всегда. Но, увы, далеко не всем открывается: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат» — поётся в храме на Литургии Григория Двоеслова. Только видеть ангелов могут чистые сердцем… Но тот священник, который видел Ангелов, совершал Литургию еретическим чином, потому что так был научен. Однажды грамотный священник указал ему на это. Исправившись, праведник вопросил ангелов, почему они ему на это не указали, и получил ответ: «Человеки научаются от человеков!»

ИЩУЩИЙ: И какой вывод из этой чудесной истории?

СВЯЩЕННИК: То, что Бог принимал не совсем правильное богослужение от чистого сердцем человека, но, в конце концов, устроил так, что праведник был направлен на путь истинный.

ИЩУЩИЙ: Но чаще Бог довольствуется только сердечной теплотой?

СВЯЩЕННИК: Да. Он кроток и смирен сердцем (Мф.11;29). В Западном христианстве есть исключительные личности. Это и доктор Фёдор Петрович Гааз, католик, который жил в России. Его москвичи называли святым доктором. Это и Януш Корчак, добровольно пошедший вместе с еврейскими детьми в лагерную печь. Есть немало святых, почитаемых в католичестве. Но таких, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Силуан Афонский там нет. Как нет и сонма исповедников. А, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, народ познаётся по вершинам, по идеалам — это и есть национальная идея!

ИЩУЩИЙ: У каждого народа?

СВЯЩЕННИК: Да. У французов — это Douce France — Сладкая Франция; у итальянцев — Bella Italia — Прекрасная Италия; у англичан — Старая Добрая Англия — good old England; у немцев — Порядок — Deutsche Ordnung.

ИЩУЩИЙ: А у нас?

СВЯЩЕННИК: Русь Святая[14]. Это именно национальная идея, а не житейская реальность. А мы, простые грешники. И пока я не пойму, что именно Господь меня спасает, именно Он вытягивает меня из ада, я к Нему не приближусь. Без исповеди не приближусь…

ИЩУЩИЙ: То есть покаяние — это тоже наша национальная идея?

СВЯЩЕННИК: Не имею ничего против. Это путь смирения, смирения перед Богом, достижения мира с Богом. Именно покаяние и имеет своей целью этот мир обрести.

ИЩУЩИЙ: Значит, без Православия нам не устоять?

 

Русский православный гимн

 

СВЯЩЕННИК: Об этом говорил ещё Достоевский, и мы в это верим. А земля наша в нашем Русском православном гимне…

ИЩУЩИЙ: Есть такой гимн? Впервые слышу…

СВЯЩЕННИК: «Стихира всем святым, в земле Российской просиявшим». Я бы лично ничего не имел против того, чтобы это стало нашим государственным гимном.

ИЩУЩИЙ: Видимо, толерантность к иным вероисповеданиям никогда не позволит этого допустить …

СВЯЩЕННИК: Дело даже не в толерантности. Такой гимн может стать национальным и государственным только в том случае, если весь народ будет петь его единодушно. А подобное в ближайшей перспективе не предвидится, и к этому надо относиться с пониманием, ибо страна наша состоит не только из русских и тем более не только из православных. Мечта есть мечта, но она не должна перерастать в утопию.

ИЩУЩИЙ: Тогда, зачем Вы об этом упоминаете?

СВЯЩЕННИК: Ты знаешь, чем заканчивается Библия? Какие там последние слова? Какая последняя книга?

ИЩУЩИЙ: Апокалипсис. Нет. До этого я ещё не дочитал…

СВЯЩЕННИК: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:20).

ИЩУЩИЙ: Это Вы к чему?

СВЯЩЕННИК: Я бы перевёл эту фразу на современный русский язык приблизительно так: скорее бы конец света!

ИЩУЩИЙ: Это такой своеобразный оптимизм?

СВЯЩЕННИК: Это умонастроение первенствующей Церкви: жажда встречи со Христом. В любом случае, центрообразующим стержнем формирования нашей отчизны является народ русский и вера православная. Мы восприняли эту веру у греков. Но сейчас она для нас существует в русской редакции.

ИЩУЩИЙ: Она отличается от нынешней греческой?

СВЯЩЕННИК: Принципиально нет. Есть мелкие нюансы, которые легче ложатся на сердце. Но когда мы читаем нынешних греческих авторов: Паисия Святогорца, Архимандрита Андрея Конаноса[15] — то ощущаем глубокое сродство. Но всё равно есть свои нюансы восприятия.

ИЩУЩИЙ: И наш национальный характер?

СВЯЩЕННИК: Безусловно. Та самая полярность, о которой говорил Бердяев, не может не принести свои плоды. Поэтому и апокалиптические настроения в нашей вере неизбежны. И для нас так важно, что стихира эта призывает человека к устремлённости ко Христу, и в ней есть жажда, чтобы никто не был лишён радости богообщения.

ИЩУЩИЙ: Значит и петься всенародно она будет во Втором пришествии…

СВЯЩЕННИК: В это я точно верю! Но в нашем гимне есть слова: «Новый доме Евфрафов, уделе избранный»…

ИЩУЩИЙ: Евфрафов? Это что?

СВЯЩЕННИК: Евфрафа — это древнейшее название Вифлеема…

ИЩУЩИЙ: То есть, Россия — это новый Вифлеем?

СВЯЩЕННИК: Ага! Именно так мыслят о себе православные русские люди. Это место, где надлежит во веки вечные жить Богомладенцу Христу, что землю нашу, как сказал Тютчев, «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя»[16]. И наши с тобой размышления по поводу того, что все православные укоренены в лоне Авраама, ибо, как говорит апостол Павел, не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим.2:28 — 29). Это отнюдь не фантазия нынешнего времени, а следование доброй и древней православной христианской традиции.

ИЩУЩИЙ: И корень, и ствол, и листья этого могучего древа незыблемы…

СВЯЩЕННИК: Ибо орошаются и окучиваются Самим Христом, как добрая маслина. И стоит помнить при этом, что как бы ни были убедительны в своём исповедании иные веры, полнота Божией истины только в Православии, и посему возглашаем мы в нашем гимне: «Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение»[17]! Ну, что ж, иди и просвещай, то есть крести, просвещай светом Христовым своего маленького человечка, ради которого мы здесь с тобой встретились!

 

06.11.19 (последняя редакция


[1] Отрок Сергий Милованов


[2] Ф.М.Достоевский. “Братья Карамазовы”, Часть вторая. Книга шестая. III. Из бесед и поучений старца Зосимы.


[3] А,Блок. «Демон» («Иди, иди за мной — покорной»)


[4] Антоний, митрополит Сурожский. «Таинство любви»


[5] Наверное, ещё точнее было бы: теплохладен…


[6] Отец Сергий Булгаков в своей книге “Два первоапостола” полагает, что Господь Сам пересказывал будущему евангелисту беседы, как с самарянкой (см.: Ин.4:7 — 42), так и с Никодимом (см.: 3:1 — 21), но мне легче представить Иоанна, стоящего неподалёку от колодца или скромно примостившегося рядом, готового выполнить любое поручение Господа. Это, Как Иосиф Прекрасный — всегда должен был быть подле своего отцы, когда его братья пасли скот.


[7] И от того́ часа́ поя́т Ю учени́к во своя́ си.


[8] Мысль протоиерея Леонида Ролдугина.


[9] Владимир Соловьев. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе. С-Петербургъ. 1900.


[10] Расхожая формула, характеризующая суть протестантизма.


[11] Исключение составляют англикане, но это не принципиально.


[12] Шкловский И. С. Вселенная. Жизнь. Разум. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.


[13] «прообразуют воочию Твое заклание». «После́дование ме́ртвенное мирски́х те́л». Песнь 7.


[14] Мысль Марины Андреевны Журинской.


[15] Когда совершается священническая хиротония, то ставленнику, только что ставшему священником, епископ влагает в руки частицу Агнца, то, из чего приготавливается причастие, со словами: “Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа и Спаса нашего Иисуса Христа”. Конанос снял с себя священнический сан. Это, безусловно, его решение. Чем оно обусловлено не знаю, хотя в любом случае то, что совершилось — это добровольное сошествие со креста, а, как известно, с креста не сходят — с него снимают. Не готов осуждать сего действительно талантливого религиозного писателя. То, что вышло из под его пера, считаю очень хорошей духовной литературой, которую рекомендую читать всем ищущим правды Божией. Тем более, что автора далеко не всегда необходимо отождествлять с его писанием.


[16] Ф.И. Тютчев.


[17] Стихира всем святым в земле Российской просиявшим.



Назад
Записаться на службу
blink
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер