cloud

История храма

church

Справка по истории Храма святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище

(кратко история бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря на территории которого находится храм свт. Николая на Преображенском клбщ. изложена в статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Никольский_единоверческий_монастырь

Историческая справка о Преображенском Богадельном Доме.

Само Преображенское кладбище и по большей части все здания на окружающих его территориях были основаны и выстроены Федосеевской старообрядческой беспоповской старопоморской общиной (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федосеевцы ) в 1780-х – 1810-х годах. По большей части всё строилось как частные строения старообрядческого купца Ильи Ковылина. Но так как раскольники-старообрядцы (к каковым и относятся федосеевцы) до 1905 года были под строгим надзором Российского государства и не могли официально выстроить монастырь, то все эти строения Илья Ковылин официально зарегистрировал и оформил как Преображенский Богадельный Дом. – И это была не религиозная, а светская организация социального профиля по уходу за больными и престарелыми старообрядцами. И вот этот Преображенский богадельный дом имел в районе Преображенского кладбища (недалеко от Преображенской заставы) два отдельно стоящих двора (не далеко друг от друга) – мужской и женский, а по сути – фактически два монастыря (хотя формально они таковыми не числились). – Сначала (с 1790 года) был выстроен мужской монастырь, а потом в начале XIX века и женский. В мужском монастыре располагался всероссийский центр Федосеевской старообрядческой беспоповской старопоморской общины, который координировал деятельность отдельных местных федосеевских приходов по всей Российской империи и даже за её пределами, печатал книги, издавал указания для федосеевцев, возводил и низлагал федосеевских наставников (руководителей местных приходов), судил федосеевцев, собирал и концентрировал казну и т.д. И вся эта обширная деятельность велась подпольно и втайне от правительства (чаще всего путём взяток и подкупа местных московских чиновников, которые закрывали глаза на деятельность раскольников). В 1812 году Преображенская федосеевская община приняла Наполеона, признав его Всероссийским царём, молилась о его победе, снабжала его продовольствием. В зданиях на Преображенском кладбище было организовано печатанье фальшивых ассигнаций (бумажных российских денег). После войны 1812 года федосеевцы не успокоились, и продолжали печатать литературу против Российского Императора, обзывая его антихристом, и вели всякую другую подрывную смутьянскую деятельность против государства (см. книгу: Преображенское кладбище и его прошлое). В результате при императоре Николае I в Преображенский Богадельный Дом была прислана независимая ревизия, которая обнаружила множество нарушений как финансовых, так и даже государственную измену. После этого в начале 1854 года руководство – наставники Преображенского богаделенного дома (а они же лидеры федосеевской старообрядческой общины) были сосланы в ссылки в разные Российские губернии.

 

Освящение храма свт. Николая на Преображенском кладбище.

После событий 1853–1854 годов часть самых главных, беспоповских прихожан (по большей части богатых и обеспеченных купцы) Преображенского Богадельного дома, таких как: Гучковы, Носовы, Гусаревы, Бавыкины, Осиповы и прочие, всего около 50-ти человек, изъявили желание присоединиться к Православной Церкви на правилах единоверия. Ими было написано письмо императору, и император Николай I высочайше повелел принять их в Православную Церковь, а в связи с этим, на мужском отделении Преображенского Богадельного дома повелевалось устроить единоверческий храм из бывшей главной федосеевской молельни.

Так как беспоповцы федосеевцы, которым первоначально принадлежала молельня, не имеют Литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются, то и у этой старообрядческой молельни отсутствовали алтари. Поэтому алтарь первоначально устроен был в ней на северной стороне в трапезной части, в иконостас которого, древние иконы были пожертвованы братьями Гучковыми из домовой их же молельни.

И 3 апреля 1854 года этот вновь устроенный придел был освящен по старопечатным книгам и обрядам святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святителя Николая Чудотворца, в вечную память Государя Императора Николая Павловича, Высочайше повелевшего открыть церковь в самом главном гнезде раскола беспоповского федосеевского согласия[1].

За тем начата была пристройка к бывшей центральной Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящён по древнему же обряду тем же митрополитом Филаретом, во имя Успения Пресвятой Богородицы, именем которого называлась и бывшая эта беспоповская молельня, обращённая в православную церковь. При освящении церкви митрополит был в древнем омофоре, панагии первого патриарха московского Иова, в наперсном кресте всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия.

В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, какие были и раньше в этой молельне и которые, как говорит предание, основателем Преображенской общины Ковылиным были подменены и похищены из церкви святой Анастасии (теперь уже не существующей), что на Неглинной, вблизи Кузнецкого Моста, построенной царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священнослужители этой церкви были лишены своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, будучи им подкуплен, постановил следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения, Ковылин, скрылся, то это дело прекратить»[2].

 

Дореволюционная история Никольского единоверческого монастыря

После того как посреди мужского двора Преображенского богадельного дома (фактически мужского старообрядческого монастыря) появился единоверческий приход, для которого была отдана центральная Успенская часовня (ныне это храм святителя Николая на Преображенском кладбище). И этот храм с этого времени стал принадлежать и подчиняться Святейшему Синоду, т.е. Московской патриархату Русской Православной Церкви.

Затем в мае 1866 года на территории мужского двора Преображенского богаделенного дома был открыть мужской Никольский единоверческий монастырь, опять таки подчинявшийся Русской Православной Церкви. Федосеевцы-старообрядцы конечно же говорили (и до сих пор говорят), что вся эта территория мужского двора Преображенского богаделенного дома, со всеми построенными на ней зданиями и храмами была отобрана у них правительством незаконно и насильственно. Но на самом деле, если исследовать документы, то можно убедиться, что Преображенский богадельный дом не был таким уж беззащитным, и даже в правительстве имел своих защитников, которые делали всё возможное для защиты имущества Преображенского богадельного дома. Поэтому законность была соблюдена, и вся эта территория мужского двора со всеми зданиями была выкуплена у Преображенского богадельного дома (ПБД). – В течении нескольких месяцев работала независимая комиссия по оценке всего имущества мужского двора ПБД и потом была выплачена сумма в несколько десятков тысяч рублей Преображенскому богадельному дому. Все оставшиеся обитатели – федосеевцы-старообрядцы мужского двора были переселены на женский двор (во второй монастырь) Преображенского богадельного дома, который тогда был разделён забором на две половины (мужскую на восточной стороне и женскую на западной стороне).

Таким образом, Московский Никольский единоверческий мужской монастырь, подчинявшийся Русской Православной Церкви просуществовал более 55 лет с 1866 года до 1923 года.

После октябрьской революции 1917 года

В 1923 году монастырь был закрыт распоряжением Моссовета, многие древние монастырские иконы были вывезены в Государственный Исторический Музей (ГИМ) и Третьяковскую галерею (часть монастырских икон попала в Коломенский музей). Бесценная Хлудовская библиотека, содержащая самые древние церковные книги на славянском языке, хранившаяся в монастыре попала в ГИМ (часть рукописей потом попали в Библиотеку имени Ленина), а на территории монастыря было устроено коммунистическое общежитие завода Радио. В здании приходской монастырской школы для мальчиков, была устроена государственная школа начальных классов. Храм святителя Николая на Преображенском кладбище чудом сохранился посреди коммунистического общежития. Но тоже претерпел значительную перестройку: внутренний объём храма был разделён кирпичной стеной на две части, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) — трапезной части. По преданию, это преобразование было связано с расколом внутри единоверческого церковного прихода. Одна часть единоверческого прихода согласилась принять обновленческих попов и сотрудничать с Моссоветом и Советской властью, а другая часть прихода категорически не хотела ничего иметь общего с новой коммунистической властью. И в 1920-х годах в Никольской — трапезной части храма с разрешения Моссовета начал действовать обновленческий единоверческий приход просуществовавший там примерно до середины 1940-х годов. Соответственно с середины 1940-х годов до нашего времени в Никольской (западной) — трапезной части действует настоящий приход Храма святителя Николая на Преображенском кладбище Русской Православной Церкви Московского Патриархата (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святителя_Николая_на_Преображенском_кладбище_(Москва) ).

А вот приход в главной (восточной) части храма с Успенским престолом, какое то время боролся с коммунистами, но в результате потерял священников и распался (часть бывших прихожан ушла к старообрядцам-раскольникам, а часть ушла в катакомбные раскольнические общины).

В 1930 году в главной (восточной) части храма с Успенским престолом, с разрешения Моссовета въехала старообрядческая беспоповская община поморцев-брачников (из Токмакова переулка) и до сих пор существует в этой части храма. В общем из храма Советскими властями была устроена коммунальная квартира. Причём старообрядцы поморцы-брачники к Преображенскому кладбищу и окружающей слободе населённой старообрядцами-федосеевцами никакого отношения никогда не имели. До 1930 года у них был свой храм в Токмаковом переулке (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Воскресения_Христова_и_Покрова_Богородицы_в_Токмаковом_переулке). Советские власти закрыли эту старообрядческую церковь, но старообрядцы-брачники продолжали добиваться, что бы им выделили где-то помещение для их служб. И Моссовет отдал им Восточную часть с Успенским престолом нашего храма святителя Николая на Преображенском кладбище, уже разделённого к тому времени на две неравные части.

В начале 1990-х годов

В начале 1990-х годов на всю территорию бывшего старообрядческого Преображенского Богадельного Дома (на территорию мужского и женского дворов) были оформлены документы по передаче в пользование некой Центральной религиозной организации (ЦРО) «Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря». Этот «Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря» был создан и включает в себя три Местных религиозных организации: 1) МРО Православный приход храма святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище Московского патриархата; 2) МРО Община христиан Древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского (Федосеевского) согласия; 3) МРО Древлеправославная Поморская Церковь (новопоморцы-брачники). Это ЦРО было создано с единственной целью – попытаться сохранить в единых руках весь комплекс зданий бывшего Преображенского Богадельного дома, когда-то включавшего в себя как мужской, так и женский дворы. Но, к сожалению, со стороны Никольского Православного прихода Московского Патриархата не было учтено, что мужской двор Преображенского Богадельного дома с 1866 года существовал как отдельный Православный Московский Никольский единоверческий мужской монастырь, принадлежавший Московскому Патриархату. И вся территория бывшего мужского двора, со всеми десятью корпусами были выкуплены Священным Синодом РПЦ у Преображенского Богадельного дома для устройства на этой территории Единоверческого монастыря. Всё это было сделано с высочайшего повеления Императорского величества, за деньги Святейшего Синода и документы об этом просто не могут не существовать в архиве Святейшего Синода (даже есть свидетельства, что старообрядцы-федосеевцы из ПБД уже пытались судиться в 1905 году, пытаясь вернуть себе всю территорию мужского двора, но все суды проиграли).

После захвата «Советом православных церковных приходов Преображенского монастыря» всей территории Преображенского Богадельного Дома. Вся территория была негласно разделена: женский двор Преображенского Богадельного Дома (часть которого сегодня занимает Преображенский рынок) стал принадлежать Федосеевской старообрядческой общине (старопоморцам). А бывший мужской двор, на территории которого раньше существовал Московский Никольский единоверческий мужской монастырь, был поделён между приходом РПЦ – храмом свт. Николая на Преображенском кладбище – нам досталась Западная часть территории бывшего монастыря (с двумя корпусами), и Старообрядческой беспоповской общиной поморцев-брачников (новопоморцев) существующих здесь с 1930 года (они называют себя Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь – см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Древлеправославная_поморская_церковь) – им досталась Восточная часть монастыря.

 

Появление казацкой старообрядческой общины на Преображенке

Так как в корпусах бывшего монастыря продолжали существовать светские организации – особенно в Восточной части монастыря, то поморцы-брачники пригласили неких казаков (типа старообрядческих) для того чтобы они помогли освободить здания на их части монастыря от организаций поселившихся там ещё в Советское время.

Казаки в течении нескольких лет успешно выжили с территории всех прежних владельцев зданий, но здания не вернули поморцам-брачникам, а сами отделившись забором от основной общины поморцев-брачников Древлеправославной поморской церкви заняли пять корпусов и организовали там свою новую старообрядческую общину – независимую ни от кого-либо. Казаки документально (формально) оформили несколько местных религиозных организаций (МРО), и даже создали свою собственную Централизованную религиозную организацию (ЦРО), и теперь успешно добиваются оформить себе в собственность как можно большее количество зданий на территории бывшего Московского Никольского единоверческого мужского монастыря. Причём все эти здания казаки сегодня уже сдаются в аренду новым светским организациям. Хотя в части помещений, для видимости организовали часовню, богадельню, и музей старообрядчества им. Ковылина (основателя Преображенского кладбища).

В Заключении надо заметить, что Московский Никольский единоверческий монастырь, существовавший с 1866 по 1923 годы (много больше лет, чем некоторые из возрождённых сегодня монастырей). И до сих пор остаётся пожалуй единственным Православным монастырём на территории города Москвы и Московской области (в Патриаршей области), на территории которого внешне сохранился соборный храм, монастырская колокольня, и все бывшие монастырские корпуса (в коммунистический период были разрушены только лишь стены и угловые башни монастыря), но так и не возрождён хотя бы внешне. Территория бывшего Никольского монастыря принадлежавшая РПЦ до октябрьской революции, пожалуй осталась единственной в городе Москве, которую в течение более 20 лет (с 1991 года) Русская Православная Церковь не может себе вернуть. И до сих пор за захват частей этой территории идут рейдерские войны – как в начале 1990-х годов.

Московский Николький единоверческий монастырь в XIX и начале XX века регулярно посещали архиерее, есть точные сведения о том, что здесь служили:

Святитель Филарет (Дроздов) митрополит Московский;

Священномученики: Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский, Тихон (Никаноров) архиепископ Воронежский, Серафим (Остроумов) архиепископ Смоленский, Варсонофий (Лебедев) епископ Кирилловский;

Высокопреосвященные: Иоанникий (Руднев) митрополит Киевский, Сергий (Ляпидевский) митрополит Московский, Леонид (Краснопевков) архиепископ Ярославский;

Преосвященные: Мисаил (Крылов) епископ Олонецкий, Виссарион (Нечаев) епископ Костромской, Александр (Светлаков) епископ Калужский, Антоний (Миловидов) епископ Омский, Платон (Руднев) епископ Богородский, и конечно последний настоятель монастыря – преосвященный Никанор (Кудрявцев) епископ Богородский.

Такое количество святых и архиереев, послужившее в бывшем Никольском единоверческом монастыре, приводит нас к мысли, что и в XXI веке возрождение (хотя бы внешнее) Никольского единоверческого монастыря непременно состоится!



[1] Сорокин А. Е. Сведения о Московском Никольском мужском единоверческом монастыре. –М.: Типо-лит. Д.Гаврилова, 1883. –16 с.


[2] Синицын П.В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. –М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1896. -26 с.

  • Справка подготовлена иереем Борисом Зыкуновым




Назад
Записаться на службу
blink
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер