Храм Зосимы и Савватия Соловецких – единственное место православного богослужения в Гольянове. За последние годы он /преобразился, закончено восстановление стен, купола и колокольни/ /…/ /изменился интерьер/ храма, /почти завершена его роспись, появилось немало новых икон в резных кивотах,/ двор украшает розарий, за которым лично ухаживает /настоятель,/ протоиерей /…/ Владимир /Тимаков/.. Поэтому храм для прихожан стал не только местом богослужения, но и объектом эстетического /просвещения/. О непростой судьбе храма, о его прихожанах, и о многом другом с нами беседовал иерей Отец Алексей:
- В последнее время люди стали открыто и массово демонстрировать свою религиозность, ходить в Церковь. Свидетельствует ли это об увеличении роли Церкви в обществе?
- Церковь стала более востребована, и связано это с тем, что люди «просыпаются» /от духовной, почти вековой, спячки, когда только мужественные и ищущие личности могли противопоставлять свои взгляды доминирующей идеологии. Инерция оказалась очень велика. И в нашем обществе «духовность» долгое время считалась величиной, противоположной «церковности». Но Духа Церкви почти никто не знал, ибо он познаётся исключительно изнутри: пока не войду – не пойму, не узнаю… Сейчас, пожалуй, что-то меняется. Скорее всего это происходит от того, что тот или иной человек, нашедший этот самый Дух делится со своим другом и приводит его в храм. Сейчас почти/ каждый /…/день один или два человека ко мне подходят /на исповедь/ впервые в жизни. С другой стороны есть некоторый отток людей, но, скорее всего, они уходят по другим приходам /по причине изменения места жительства или даже излишней тесноты нашего храма – слишком он маленький./ Количество /наших прихожан/ точно назвать сложно, четкой статистики не ведется. Но, думаю, речь можно вести о тысяче человек.
- Молодежь в храме – частый гость?
- Храм здоров. Он здоров в том смысле, что в нем, как и в живом организме, есть клетки молодые, зрелые и старые /т.е. есть дети, молодёжь, взрослые и пожилые люди./. Но больше, конечно, зрелых. Мотивы придти в храм у молодежи бывают разные. Их может привлекать открытость в беседе, здоровое, чисто юношеское любопытство /и, безусловно, вопросы смысла жизни/. Но все-таки чаще люди приходят, что-то пережив. Они приходят за ответом. Я думаю, что открытость Евангелия тоже способствует притоку людей в Церковь. Раньше ведь достать /Библию/ было очень сложно, а в наши дни это уже не проблема/, и живое Слово Божие и жажда его понимания, безусловно, является той силой, которая влечет человека в Церковь. К тому же это подкреплено историческим тяготением нашего народа к Православию./.
- При храме функционируют Курсы /введения в Православие/ и Воскресная школа. В чем разница?
- /Наш учебный центр состоит из Детской воскресной школы, Курсов введения в Православие и Воскресной школы для взрослых. Разрабатывается идея организации иконописной школы/ /…/ /Как Вы понимаете, специально подготовленных кадров в нашей стране существовать не может, а детям, не имея педагогических навыков, преподавать очень трудно. Они не столь снисходительны как взрослые и более требовательны. Тут не проходит никакая фальшь и менторский тон. Они очень чутко чувствуют заинтересованность преподавателя и не выносят скуки. И вся надежда на успех строится на личном обаянии преподающих там людей и их умении найти с детьми контакт. Я к таковым не отношусь./ /…/ Взрослые же приходят по собственному желанию и легче переносят отсутствие у нас педагогических навыков. Преимуществом взрослого отделения является его ступенчатость./ На подготовительные курсы принимаются все без ограничений. /Они рассчитаны на полгода обучения. Непосредственно же в трехгодичную школу/ уже идет более строгий отбор. /От слушателей требуется умение воспринимать материал на слух, т.к., учебный процесс построен на чтении лекций, и на навыки работы с серьёзной литературой, а также желание сдавать экзамены. И курсы, в этом смысле, для многих являются трамплином для попадания в школу.
- С некоторых пор обсуждается вопрос о введении православия как предмета в общеобразовательной школе. Нужно ли это детям? Как это отразится на детях, чьи родители исповедуют другую религию?
- Опять-таки все зависит от преподавания. Но в /основе/ своей русская культура православна. /И знание основ Православия даже иноверным повредить никак не может. В тех регионах, где доминирует другая религия, /представители иных конфессий/ следят за религиозным /просвещением, и ничего предосудительного тут нет. Этот предмет мог бы быть и факультативным, но, учитывая склонность детей к отлыниванию от всякой возможной работы, это бы превратило учебный процесс в профанацию/. Но главное – чтобы не было насилия,/ ибо это может только отвратить маленького человека от веры/. Дети не могут сделать осознанный выбор, поэтому за них решение принимают родители, /для которых/ важно, чтобы в детях была вера, чтобы они /были единомышленны и в поколениях передавали эстафету православного мироощущения, воспринимаемого как исполнение Божьей правды. Именно это и формирует институт Отечества, столь важный для существования стабильного и великого государства. Именно этот институт в нашей стране подорван, и восстановление его возможно только с восстановления здорового религиозного мироощущения. Как говорил св. Алексадр Невский: “Прежде научи чадо вере, потом наукам!”
- Какое место в жизни современного, материально успешного человека занимает церковь?
- Церковь как таковая открыта для всех. И бандит приходит в храм, и миллионер, /и обыватель, и нищий. Приход человека в Церковь ставит перед ним вопрос об изменении жизни. Далеко не у всех это происходит сразу, но те, у кого этого вообще не получается, в Церкви обычно не остаются/. Как в притче про богатого юношу, /который пришёл ко/ Христу /с вопросом о спасении и, получив трудный для себя ответ: “Оставь имение свое и следуй за Мной”, - ушел опечаленным. И Христос, глядя ему в след с грустью, отметил, что трудно богатому человеку войти в Царство Небесное, и проще верблюду пролезть сквозь иглиные уши. Но при этом существует евангельская ремарка о том, что/ полюбился Христу этот человек. Христос понял, что в нем не праздный интерес, а искра /горячей веры. И можно даже предположить, что этот юноша /, вернувшись в последствии ко Христу, стал будущим евангелистом/ Марком. Так что не от количества денег зависит, пойдет человек в Церковь, или нет – важно, где /его/ сердце. Не имеет значения, где и кем ты работаешь, главное, чтоб это было по правде Божьей. / Необходимо помнить слова из Апокалипсиса: “О если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты теплохладен, то изблюю тебя из уст моих!” И важно помнить евангельские слова “Там, где сокровище ваше, там и сердце ваше.” Богатство не должно становиться самоцелью и должно использоваться к вящей славе Божьей и на благо человека, тогда оно не ведет к погибели./
- Что послужило толчком к возрождению храма из фабрики и лаборатории?
- /…/ Пришла перестройка. /…/ Стало можно молиться Богу открыто. Стало возможным возвращать христианские святыни. И хотя особого расположения государства по отношению к Церкви не было, все же перестройка дала возможность /верующим действовать/. И многие проснулись /и потянулись к храму. Для того, чтобы юридически открыть приход в те времена необходимо было 20 человек – так называемая «двадцатка», которые подают своё заявление в исполком и просят открыть молельный дом. /Им дают разрешение и присылают священника/ В это время храмы открывались повсеместно, появлялись как грибы после дождя. Стало возможным говорить о своей вере в Бога и не бояться, что тебя исключат из партии или еще что-то в этом духе.
Когда мы получили этот храм, здание /было в значительной степени разрушенным, не было купола, во многих местах не было крыши/, стены изнутри настолько были пропитаны химикатами, что пришлось снимать внутренний слой кирпича, /,,,/ вход был /…/ сбоку, /вместо нынешнего алтарного окна/. Площадь была поменьше, храм расширили всего несколько лет назад, /за счет преобразования и реставрации хозяйственных построек./
- Судя по нынешнему облику храма и здания Воскресной школы, были проведены колоссальные ремонтно-строительные работы. Как это финансировалось?
- Конечно, большой помощи от партии и правительства ждать не приходилось – достаточно было того, что просто позволили храму существовать. Хотя настоятель, Отец Владимир, конечно, обращался за помощью /в частности/ и к мэру Москвы Ю.М. Лужкову – тот выделил кирпич, из которого фактически было построено здание школы /, за что ему огромное спасибо./ /…/. Из нашей Управы поступали средства. Скорее всего, это было личной инициативой администрации. Плюс ко всему, наш приход довольно большой и активный, так что совместными усилиями удалось поднять строительство и восстановление.
Вообще заслуги Отца Владимира в деле восстановления храма трудно переоценить. Когда храм был вновь открыт, /его/ поставили во главе прихода. Религиозное воспитание он получил еще до войны /и привнес добрые традиции в основание этого прихода/. В народе говорят: «Каков поп, таков приход». Отцу Владимиру помогают его мудрость и вкус. Для ремонта храма он лично подбирал архитектора, резчиков, /Вложил в дар собственные иконы, составляющие основной иконостас/. Духовенство для храма тоже /собрано не без его участия/. Отец Владимир очень долго присматривается /к человеку, но при этом, прежде всего полагается на Промысл Божий, и многих Господь попросту отводил от рукоположения во диакона. И хотя он/ довольно резкий /и требовательный/ человек, /его строгость и требовательность располагают к себе. Его метод самый верный: вместо «делай как я сказал» он использует «делай как я». Все он показывает на личном примере, /сам истово служит, им поставлены проповедническая деятельность, критерии исполнения треб в храме и вне его,;/ даже кирпичи разгружал вместе со всеми. /…/ /сам постоянно копается в саду/, вся утварь храма и иконы внесены в храм после его придирчивой оценки. Более того, создается впечатление, что сами иконы чуть ли не пешком приходят в храм по собственной инициативе../ Можно с уверенностью сказать, что иконы Храма Зосимы и Савватия Соловецких могли бы составить гордость любого незакрывавшегося /прихода/.
- Сейчас очень часто по телевидению показывают известных российских политиков на богослужении, особенно во время церковных праздников. Что это – мода или новое мироощущение слуг народа?
- / Настоящим критерием степени православности человека являются евангельские слова.: “Вкушающий Мою плоть и пьющий Мою кровь, во Мне пребывает, и Я в нем.” Я бы перефразировал эти слова Самого Христа для большей понятности: “ Причащающийся, тот – Мой!”. Это на повестку дня ставит вопрос: тогда тот, кто непричащается, он – чей? Конечно, лучше спросить каждого в отдельности – дань это моде или он действительно верующий человек? Есть икона «Всех скорбящих /грешных/ радости». На ней изображена /икона Богоматери с младенцем на руках, а перед нею - /молящийся грешник/. И подпись гласит, что некий человек, прежде чем идти на злое дело, всегда истово молился перед иконой Божьей Матери. И, в конце концов, он увидел у младенца / - не взрослого Христа, а именно младенца! - раны от гвоздей на руках и на ногах. И спросил, кто его так изранил. На что Матерь Божия ответила, что /…/ это грехи людские. И произошло обращение грешного человека.
Можно уверенно говорить о том, что многие политики и бизнесмены имеют духовника. Но о степени /…/ веры /каждого человека/ судить сложно – это сфера духовная, она не видная /с экрана/ телевизора. /Я еще могу как-то судить о степени воцерковленности высокопоставленных людей, которые оказывают посильную поддержку нашему приходу. Это такие люди, как Николай Васильевич Куликов, занимающий достаточно высокий пост в правительстве Москвы, Дмитрий Александрович Здраевский, Генеральный директор завода ЭЗОИС, и Петр Анатольевич Угольников, Генеральный директор одной из строительных фирм. Помощь эта может быть и юридическая, и строительными материалами, и финансовая, но важно то, что всегда продуманная, и на напрасные нужды она никогда бы не последовала. Я думаю, что если бы люди не видели результатов своих вложений, они никогда бы не продолжили сотрудничество с нашим храмом. Но это уже заслуга настоятеля. Замечу, что я абсолютно уверен в порядочности этих людей и в их нелицемерном отношении к Богу и Церкви. Причем, у каждого из них свой, но всегда достаточно трудный путь к постижению Правды Божией. /
- В воскресенье, 27 мая, прошел великий праздник Троицы Пятидесятницы. Чем ознаменовался этот день? (дополните, пожалуйста)
- Храм, по обыкновению, украшается березовыми ветками /и цветами/, а священники облачаются в зеленые ризы /- символ расцветшей Вселенной./
На пятидесятый день после Воскресения Христова, /когда Апостолы по обыкновению собрались в Сионской горнице для преломления Хлеба, т.е. на Литургию, исполнилось пророчество Христа о ниспослании Утешителя, Духа Истины. С Небес/ явились огненные языки и почили /на главах/ апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В этот день их проповедь была особенно сильна и обратила многих ко христу. /По сути своей, этот день является днем рождения Церкви Христовой., днем, обратным вавилонскому столпотворению, когда произошло разделение языков, и люди утратили единство, взаимопонимание. Теперь же, как поется в тропаре праздника, Христос, ниспослав нам Духа Святаго, в соединение всех призвал, и объединенные любовью во Христе, мы уже не можем удерживать в себе, присваивать эту радость, и поэтому проповедуем Слово Божие и делимся ею со всеми./ У Пастернака есть стихотворение «Рассвет», я его очень люблю:
«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени…»
Дополнительные вопросы:
- Возможно, я неполно передала смысл работы и организацию Воскресной школы и Курсов. Если Вы считаете нужным, дополните, пожалуйста. /Вроде дополнил…/
- Какое отношение священники Храма Зосимы и Савватия имеют к школе №1688? Чем занимается православный центр «Воскресение»? Кто организовал? Кто преподает? Кто оказывает поддержк - Сотрудничество довольно тесное. Духовником этого центра является наш священник о. Геннадий Орлов, преподает о. Алексий Довгополый. Кстати, эти батюшки и в нашей Детской Воскресной школе приложили немало своих усилий. Организовала и на себе несет всю основную работу Татьяна Ивановна Окопная. Совместно с храмом проводятся различные культурные программы. Ну а с финансовой стороной дела я не знаком.
- Православный центр при Школе – это и есть первый шаг к религиозному воспитанию школьников? - Во всяком случае, на это можно надеяться. Но не надо забывать, что основное влияние на формирование личности оказывает прежде всего семья. Учитывая, мягко говоря, тревожное состояние института семьи в наше время и влияние улицы, такой же тревогой пронизано и отношение к подрастающему поколению. Здесь, наверное , помощь могла бы оказать церковная община, но, во-первых, она сама еще недостаточно сформирована (я имею в виду не только наш храм), а, во-вторых, как я уже говорил, в обществе существует недоверие к Церкви, и люди относятся к ней настороженно.
- В последний день Пасхальной недели в школе 1688 Отец Владимир вручил Патриаршие грамоты «За помощь и поддержку центра «Воскресение», в благословение за труды на благо святой церкви» (за подписью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). Грамоты получили Драевский Дмитрий Александрович (генеральный директор Экспериментального завода объемных инженерных сооружений) и Корнилов Валерий Викторович (руководитель МО Гольяново). За что именно им были вручены столь высокие награды? Каков был их вклад в развитие центра «Воскресение»? Если Вы как-то можете еще прокомментировать награжденных, это было бы уместно. Насколько мне известно, оба эти человека глубоко верующие. Что Вы, Отец Алексей, могли бы сказать по этому поводу?